Одним из самых покоривших меня мест Грузии стала высокогорная сельская община Ушгули в Верхней Сванетии. Невероятное место, пропитанное настоящим средневековым духом. Находится оно на высоте 2200 метров и включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но сначала туда надо как-то попасть, не так ли? От Местиа (столица Верхней Сванетии) до Ушгули около 45 километров весьма занятной дороги, о которой я сегодня вам и расскажу.
Надо ли говорить, что эта дорога очень живописна? А бывают ли вообще не живописные горные дороги? Как по мне, самая большая проблема горных дорог — это отсутствие обочин и "карманов" для парковки. Мне постоянно хочется остановиться, чтобы сфотографировать открывшуюся панораму, но приходится только облизнуться и ехать дальше, так как сзади уже "подпирает" местный джигит на "приоре". А то и не один.
Сначала дорога представляет собой бетонку. Где-то километров 15. Свежая, хорошая. Её затеяли по инициативе Саакашвили, но теперь дальнейшее строительство прекращено на неизвестный срок. Интересно, что в районе отворотки к общине Мулахи, бетонные плиты круглый год пересекает довольной широкий поток воды. Не знаю уж почему для этой речки не сделали мост или просто не "упаковали" в трубы, но зато к всеобщей радости, мы отличненько покупали здесь наших железных коней.
После бетонки начинается грунтовка. Тем временем минуем перевал Угири (Угыр). В сухую погоду, в общем, дорога доступна для всех, но, как пишут, после дождей, когда грунт раскиснет, на подъемах и спусках может быть "весело".
Мы же пока только обращаем внимание, что мы добрались до снега. В Местии его не было, хотя морозец с утра наблюдался. В общине Ипари ночью выпал снег и люди затопили печи.
Едем дальше. Справа по борту одна из деревень общины Кала. Лет 30 назад эта община пострадала от оползней и большинство жителей были переселены. Однако же, на единственном с виду уцелевшем доме можно разглядеть вывеску "гестхаус". Удивляемся хостелу в столь глухих местах и едем дальше.
Кто-то замечает церквушку на скале и объективы устремляются ввысь. Вот бы поискать дорогу или тропинку на верх, но боимся не попасть в Ушгули и отказываемся от этой идеи.
И так постоянно тормозим для фотостопов, открывая рты от аутентичности открывающихся картинок. Сванские башни, которым уже многие сотни лет, буквально повсюду.
Ингури, одна из главных рек Грузии, еще только набирающая здесь свою мощь, тоже практически всегда где-то рядом с дорогой.
Ну, а дальше начинается самое интересное. Узкое горное ущелье, где основная мысль водителей сводится к заклинающему рефрену: "Только не встречная тачка, только не встречная тачка…" Разъехаться здесь действительно проблематично, так как с одной стороны каменная стена, а с другой — глубокий каньон с практически отвесными стенами, в самом низу которого шумит Ингури.
Как здорово подметил штурман Лёша, здесь будто бы проходит граница между зимой осенью. Слева снег на камнях, а справа солнце на золотых листьях.
Засадное местечко — со склона течет ручей и прямо через дорогу срывается вниз.
А пока же нам осталось буквально пара километров до Ушгули. Но вокруг такая красота, что не останавливаться просто невозможно.
И тут вдруг еще и помеха. Определенно, наглость кавказских коров не знает границ!
И вот, наконец, перед нами первое из сел общины Ушгули. Светит солнце, искрится снег, еще несколько минут и еще одна моя мечта будет исполнена. Но про это уже в следующей серии.
Еще про Грузию на моем канале:
- Как живёт 19-этажный пещерный монастырь на юге Грузии
- На автомобиле по Грузии. Актуальная информация для туристов из России (май 2018)
- Цвет Ингури или грузино-абхазская ГЭС
- На "паркете" до Гергети
- Музей или кладбище автомобилей?
- Чиатура. Город без будущего?
- Столп Кацхи
- Родина хинкали