Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

Балет «Русалочка» Джона Ноймайера

Сегодня я хочу рассказать о спектакле «Русалочка» Джона Ноймайера. Этот спектакль поставлен в 2005 году к 200-летию Ганса Христиана Андерсена.

Немецкий балетмейстер Джон Ноймайер был приглашен в Данию к юбилею великого сказочника, великого писателя (потому что в Дании известны не только сказки Андерсена, но и его пьесы, его романы), чтобы поставить какое-либо его произведение. И Джон Ноймайер выбрал «Русалочку».

Он привнес в этот спектакль не только пересказ сказки, но и историю самого Андерсена. Спектакль начинается с того, что Андерсен стоит на борту корабля и плачет. Он роняет слезу в море и его переживания обретают лик маленькой русалочки, которая является олицетворением его печали, его тоски по несостоявшейся любви, и дальше уже развивается действие канонической сказки.

Джон Ноймайер является в этом спектакле и сценографом, и автором костюмов, и либретистом. Сам он в интервью говорит, что в образе создания русалочки использовал японское кимоно, балийское платье и ориентальный грим, присущий разным диким племенам. Для спектакля придумано много спецэффектов для трансформации сюжета, для превращения русалочки в человека и так далее.

Этот спектакль перетерпел несколько версий. Он поставлен в Копенгагене, поставлен в Сан-Франциско, поставлен в Гамбурге и версия этого спектакля шла в Москве в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Джон Ноймайер поставил огромное количество литературных произведений на сцене, превратив их в балеты. При том что он сам танцовщик, который исполнял хореографию всех ведущих, знаменитых балетмейстеров второй половины XX века, в его хореографии очень часто, в разных спектаклях, можно увидеть, что один спектакль он посвящает негласно Баланчину, а в другом он пошел по линии Ролана Пети, а в третьем спектакле у него своеобразная дань Морису Бежару. При этом он всегда остается верным какому-то своему почерку.

Мне нравится в его спектаклях очень четкая и скрупулезная разработка персонажей. У него никогда в спектакле не бывает ничего просто так. Если появляется цветок, то он обязательно имеет символ, имеет второй план. Если появляется веер – то же самое. В его спектаклях всегда все взаимосвязано, абсолютно нет глупых придумок, которые сделаны ради эффекта.

Мне кажется, что этот спектакль – своеобразная попытка поиска того направления, в котором должен жить балет в XXI веке, потому что очень много уже привнесено спецэффектов, много хореографических изысканий. Иногда даже мне казалось, что есть какие-то ноты, переходы от Форсайта.

Что еще интересно в Джоне, он очень образованный человек. Никогда не перестающий интересоваться тем, что происходит в мире, всегда очень четко знающий, что хочет сделать, и очень интересно рассказывающий о своей задумке, излагающий мысли персонажа, его историю. Потому перекличка личной жизни Андерсена, его трагической любви именно в тот период, когда была написана сказка «Русалочка», полностью нашла отражение в этом произведении.

Один из самых интересных спектаклей, на мой взгляд, который поставил Ноймайер, – это «Звуки пустых страниц» для Андриана Фадеева и Ульяны Лопаткиной. Это очень интересная была работа.

Но его воплощения литературных произведений на балетной сцене тоже всегда очень интересны, потому что они никогда не бывают просто пересказом сюжета. Он обязательно в каждый спектакль добавляет драму автора, перекличку с какими-то событиями происходящими в момент написания того или иного литературного произведения, иногда даже политической ситуации. Он, наверное, так можно сказать, один из последних интеллектуалов в балете. А с моей точки зрения, он большой последний балетмейстер, который умеет ставить сюжетные спектакли, что, к сожалению, сегодня становится трагически невозможным. Новое поколение балетмейстеров великолепно ставит бессюжетные спектакли и очень тяжело ставит любой сюжет, даже самый незначительный.

Музыку к этому спектаклю написала Лера Авербах, наша соотечественница, она родилась в Челябинске. Когда Джон услышал, благодаря одному скрипачу, ее произведения, познакомился с ней, а к тому моменту она была молодой девушкой, – он предложил ей написать балет «Русалочка». И вот она специально для Джона написала эту партитуру по его либретто.