Найти в Дзене
Исправленному верить

Какую науку Нюрнбергский трибунал осудил и запретил

«В человеке всё должно быть прекрасно…», — слова доктора Астрова из бессмертной Чеховской пьесы опровергают естество, ибо каждый из нас несовершенен, хотя о совершенстве люди задумывались с древних времён.

Благими намерениями…

В древности «центром человеческой селекции» была Спарта. Политическое устройство, господствовавшее в Спарте на протяжении нескольких веков, приписывают Ликургу (начало деятельности относят к 884 году до н.э.), который первым ввёл селекцию в спартанском обществе. Эфоры (высшие советники) решали, кто достоин принадлежать к «обществу равных», а кто нет. Младенцев мужского пола, лишённых физических качеств, необходимых будущим воинам, без лишних раздумий просто сбрасывали со скалы. Мальчиков рожали только для пополнения армии. А девочек – чтобы рожали будущих воинов.

В рациональной медицине Гиппократа (около 460 года до н.э. — около 370 года до н.э.), того самого, чью клятву «не навредить» дают все врачи, в V веке до н.э. появляется идея панспермии, получившая широкое распространение в греческом мире. Она делала возможным предположение о прогрессивном улучшении народа на основе отбора для размножения лучших экземпляров.

В IV веке до н.э. ученик Сократа, учитель Аристотеля древнегреческий филосов Платон (428–347 гг. до н. э.) в труде «Государство» рекомендовал стимулирование рождаемости лучших одарённых при ограничении рождаемости тех, кого сочтут низшими. А в труде «Политика» говорил о необходимости вмешательства государства в регулирование браков, чтобы производить на свет физически крепких детей с выдающимися нравственными началами.

Воспитатель императора Нерона, римский филосов, поэт и государственный деятель Лу́ций Анне́й Се́не́ка (Младший) (4 до н.э. — 65) подтверждал, что «мы уничтожаем уродливое потомство и топим слабых и ненормальных новорожденных».

Отец или пра-праправнук?

Назвал науку о путях улучшения наследственных свойств человека евгеникой от греческого еugenеs — «хорошего рода» — двоюродный брат Чарльза Дарвина (1809—1882), английский учёный, геолог, антрополог и психолог сэр Фрэнсис Гальтон (1822—1911), намереваясь сделать её «частью национального сознания, наподобие новой религии», поскольку, по его мнению, она подтверждала право англосаксов на мировое господство. Евгеника Гальтона была признана викторианским обществом в конце ХIХ в., а позже и всем миром.

Будучи аристократом, Гальтон в качестве «материала» для исследования взял родословные благородных семейств Англии, пытаясь установить закономерности наследования таланта, интеллекта и силы. Свою роль сыграл и выведенный закон о наследовании признаков австрийского биолога и ботаника, монаха-августинца Грегора Менделя (1822—1884), согласно которому, если для получения новой породы необходим отбор лучших животных-производителей, то для рождения здоровых, красивых и талантливых детей, нужно, чтобы их родителями были лучшие из лучших. А худшие не должны участвовать в размножении. И тут произошло столкновение новой науки с этикой и моралью. Любой селекционер знает: чтобы вывести новую, усовершенствованную породу, следует выбраковать порядка 95% «исходного материала» — животных, птиц, семян…

Гальтон по этому поводу говорил: «Из-за врожденных дефектов наша цивилизованная человеческая порода гораздо слабее, чем у животных любого другого вида — как диких, так и одомашненных… Если бы на усовершенствование человеческой расы мы потратили двадцатую часть тех сил и средств, что тратятся на улучшение породы лошадей и скота, какую вселенную гениальности могли бы мы сотворить!».

С постулатами Фрэнсиса Гальтона охотно соглашались Бернард Шоу и Герберт Уэллс, Уинстон Черчилль и Теодор Рузвельт.

Американская евгеника

Первыми бороться с деградацией человечества стали в США. Эмигранты из Северной Европы обратили внимание на то, что новые переселенцы с европейского юга несут угрозу американскому обществу. Их смешение с индейцами и неграми наглядно свидетельствовало о снижении среднего интеллектуального уровня американцев.

В США евгенику призвали на социальную службу: искоренять алкоголизм, проституцию, наследственные психические заболевания. В 1904 году в штате Индиана приняли закон, по которому в принудительном порядке стали стерилизовать алкоголиков, душевнобольных и преступников-рецидивистов. «Индианский метод» оказался очень популярным. К 1914 году такие же приняли в 12 штатах. Спустя 10 лет в США насчитывалось 3000 принудительно стерилизованных. К 1930 году аналогичные законы приняли в сорока штатах.

Американская евгеника основывалась на использовании тестов интеллекта, разработанных Альфредом Бене для определения «умственного уровня, которого может достичь каждый индивидуум в зависимости от типа хромосом в зародышевых клетках».

После того, как евгеника укоренилась в США, была проведена кампания по её экспансии в Германию. Институт Карнеги создал лабораторный комплекс в Колд-Спринг-Харбор на Лонг-Айленде, где публиковали буклеты, идеализирующие стерилизацию, и распространяли их среди немецких чиновников и учёных. Именно США финансировали учёных и институты, занимавшиеся вопросами «чистоты расы» на заре Третьего. А после Второй мировой войны сделали вид, что в США евгеники как науки не существовало вовсе.

Евгеника в Скандинавии

С конца 1920-х — начала 1930-х годов в Дании, Швеции, Исландии, Норвегии и Финляндии на уровне правительств проводилась целенаправленная политика стерилизации умственно неполноценных. Повсеместно закон о стерилизации принимался «на ура». Ни учёные, ни врачи, ни общественность не видели в нём ничего предосудительного. Признанного умственно отсталым ребёнка забирали в закрытое заведение. Хотите его вернуть — простерилизуйте. Взрослых же специальная медицинско-социальная комиссия просто ставила в известность: вы больны, потому вас решено стерилизовать.

Швеция была первой страной в мире, где возник государственный институт расовой биологии. С 1935-го по 1976 год, когда закон «О чистоте расы» отменили, в Швеции были стерилизованы более 63 000 человек. Операции прекратились после того как инвалидов стали считать полноценными членами общества.

Отечественная евгеника

В России термин «евгеника» стал общеупотребимым с 1915 года, хотя труд Фрэнсиса Гальтона «Наследственный гений» был переведён на русский сорока годами раньше. Многие работы российских психиатров и неврологов были посвящены проблемам вырождения: сумасшествия, преступности, психопатологии и алкоголизма. Смена общественного строя в 1917 году и последовавшая за ней Гражданская война стали решающим периодом для молодых исследователей, поскольку евгеника не противоречила марксизму и материализму.

15 октября 1920 года в Москве при Институте экспериментальной биологии было создано «Российское евгеническое общество», председателем которого стал приговорённый к расстрелу по делу «Тактического центра» и освобождённый по распоряжению В.И. Ленина член-корреспондент Российской академии наук Николай Константинович Кольцов (1872—1940). В 1923 году был открыт филиал Общества в Одессе под руководством профессора Н.Н. Костямина. В 1928 году было создано Общество по изучению расовой патологии и географического распространения болезней. В том же году при Обществе начал выходить «Русский евгенический журнал». В Русском евгеническом обществе состоял нарком здравоохранения Николай Александрович Семашко (1874—1949).

В середине 1920-х марксисты-евгеники Волоцкий и Серебровский вознамерилось превратить евгенику в чисто большевистскую науку. На повестке дня стояли три пункта: стерилизация, улучшение гигиенических условий и увеличение плодовитости «выдающихся» личностей, но от стерилизации пришлось отказаться из-за крайне высокой смертности в Стране Советов.

В 1926 году Александр Сергеевич Серебровский (1892—1948) основал вместе с Соломоном Левитом (наст. Шлиом Гиршевич, 1894 — расстрелян 29 мая 1938) «Бюро человеческого здоровья и наследственности». Серебровский предлагал создать банк спермы и развернуть широкую программу искусственного осеменения: «Один талантливый и эффективный производитель может, таким образом, иметь 1000 детей. В таких условиях человеческий отбор сделает скачок вперёд». Но в годы первой пятилетки (1929–1933) их евгеническая программа натолкнулась на голодомор и дискредитацию «выдающихся». В 1930 году евгеническое общество было распущено. Его место заняла основанная в Москве в марте 1931 года «Лаборатория расовых исследований», которая наметила ряд исследовательских программ совместно с немецкими учёными. С приходом в марте 1933 года в Германии к власти Гитлера, германо-советское сотрудничество в этой области, одобренное в апреле советским Наркомздравом, было продолжено и получило новый импульс.

Евгеника в Германии

Последний гвоздь в гроб евгеники забила гитлеровская Германия, где по ней обосновали расовую политику Третьего Рейха. Все «неарийцы» были признаны «недочеловеками» и подлежащими уничтожению для улучшения породы людей. Путём отбора образованных арийцев для размножения Гимлер хотел воспитать будущих руководителей Третьего Рейха, способных подчинить или уничтожить все «низшие» расы и нации. С 1934-го по 1937 годы стерилизации подвергли 197 419 человек.

1 сентября 1939 года в Германии ввели программу евганазии — физического устранения лиц, признанных «нежелательными» для арийского общества — евреев, цыган, поляков, лиц с физическими и психическими дефектами, безнадежно больных, «не представляющих жизненной ценности» и «чуждых обществу» — политических оппозиционеров, гомосексуалистов, свидетелей Иеговы, преступников-рецидивистов, бродяг, попрошаек и проституток.

Параллельно с ликвидацией и стерилизацией «неполноценных» в Третьем Рейхе начали осуществлять программы по отбору «полноценных» для их размножения.

***

На Нюрнбергском процессе нацистских «исследователей», когда появились неопровержимые доказательства их преступлений, признали палачами, и на евгенику наложили запрет. Официально запрет не снят и поныне, но все исследования, связанные с ДНК человека, не что иное, как евгеника в развитии. Расшифровка генома человека даёт возможность узнать, к каким наследственным заболеваниям он предрасположен, и предупредить их. Налицо улучшение наследственности человека. Но теперь это не евгеника, а генетика.