В античном искусстве есть одна статуя, изображающая мучительную гибель, которая многие века потрясает воображение зрителей. Чему она посвящена?
Кто тут умирает?
Человек. который гибнет в этой скульптуре (в центре) — зовется Лаокоон. Две фигуры по бокам, поменьше размером — его сыновья Антифант и Фимбрей (но их имена никого не интересуют на самом деле); некоторые мифографы говорят, что они были близнецами.
Лаокоон, согласно мифам, был троянцем, и жил в городе Троя в самый неподходящий момент — во время войны из-за Елены Прекрасной. Он был видным жителем города — работал жрецом бога Аполлона.
За что его так?
Скульптура посвящена мучительной гибели — жреца (чье имя в очередной раз мне печатать лень, потому что я все время путаюсь в огласовке его прибалтийской фамилии) и его сыновей насмерть душит змей, а то и два, так сразу и не разберешь, сколько именно.
Обстоятельства этой смерти подробно описаны в "Энеиде" Вергилия (но не у Гомера, памятка для ЧГКшников). Мол, когда затяжная 10-летняя Троянская война, которая надоела уже и богам, и людям, уже практически подошла к концу, данный человек этот хэппи-энд чуть было не сорвал. Дело было так: данайцы (то бишь греки; как говорил персонаж Шона Коннери "тимео данаос эт дона ферентес" в роскошном боевике "Скала", рекомендую пересмотреть), так вот, греки решили взять Трою партизанской акцией. Они создали гигантского коня, позже получившего прозвание Троянского. Внутрь упаковали отборных диверсантов. Коня подкатили к воротам Трои, а сами демонстративно сели на корабли и скрылись за линией горизонта.
Итак, корабли врагов исчезли. Берег пустой, только усыпанный окурками и пустыми бутылками. Радостные троянцы высыпают из крепости и окружают удивительную фиговинку, вероятно (по их понятиям), оставленную им как сувенир или даже как искупительный дар. Греки-диверсанты внутри коня, и боги на небесах (запасшиеся поп-корном) затаили дыхание. Троянцы уж было решили вкатить удивительную скульптуру лошади внутрь крепости...
И тут на песочек выходит жрец Лаокоон, обладающий пророческим даром, и начинает орать на них:
— ВЫ ЧТО?!!! Вы полные идиоты, да?!!
Описывать чувства притаившихся в пузе коня греческих спецназовцев вообще вот даже не буду. Остановимся на ощущениях олимпийских богов, которые это шоу смотрели десять лет. Причем интерактивно, принимая участие и голосуя за любимых персонажей, путем непосредственного выпиливания их врагов. Вот представьте, что вы смотрите "Игру престолов". Целый год была пауза перед САМЫМ ПОСЛЕДНИМ сезоном. Вы сидели, ждали. Кого и как там Арья того, а Серсея не того. Вам предстоит целый сезон чистого кайфа, с кровищей, блэкджеком и этими, как их, робот индексации это слово не любит, а Тирион Ланнистер очень даже наоборот. И тут, в самом начале первой серии является некий не знаю кто, но с ядерной бомбой спойлеров в кармане, и просто вот сразу убивает всех ваших любимых персонажей. То есть сезон сериала, в принципе, с оставшимися третьестепенными персонажами может продолжаться, но толку?..
Примерно такую роль как раз и решил выполнить прорицатель Лаокоон, вознамерившийся остановить доставку Троянского коня внутрь крепостных стен Трои.
Телезритель бог морей Посейдон решил данный акт спойлеров сурово пресечь, и ему это удалось. Жрец с сыновьями ходил по берегу моря, из него выплыли две огромные змеи, посланные Посейдоном. И напали на распустивший язык Лаокоона. Удушили его насмерть. Вот бы всех, кто раскрывает секреты сериалов (и грядущих Мстителей марвеловских) тоже так!
Волевое решение телезрителя Посейдона, как известно, пошло всем (мировой культуре в особенности) на пользу: на этом материале была дописана "Илиада", написаны "Одиссея", "Энеида" и проч. Наивные троянцы решили, что Лакоона с сынами придушили не за слишком верное угадывание, а наоборот, за святотатство. Вкатили Троянского коня (кстати, компьютерный вирус троян назван именно в честь него; кросс-культурная преемственность, круть), внутрь своего непобедимого города. Устроили пляски, пьянку... В ночи греки вылезли из брюха коня, раскрыли ворота, в город проникли войска: резня, насилие, убитые младенчики, оскверненные девицы и проч... Финальный сезон, короче, удался на славу, следите за спин-оффами.
Чем знаменита эта скульптура?
Но вернемся, собственно, к самой статуе. Она была знаменитой, судя по всему, еще в античные времена. Предполагается, что именно ее описывает Плиний Старший в своей "Естественной истории": "..как, например, в случае с Лаокооном, который находится во дворце императора Тита, произведением, которое должно быть предпочтено всем произведениям и живописи и искусства скульптуры в меди. Его с детьми и причудливыми сплетениями змей создали из единого камня по согласованному замыслу величайшие художники с Родоса Гагесандр, Полидор и Афинодор". В таком случае, это одна из считанных античных статуй, чье авторство дошло до наших дней в точности.
Впрочем, родосские скульпторы эпохи эллинизма, вероятно, отливали статую в бронзе. До нас же дошла лишь мраморная копия, сделанная позже римскими мастерами. Ее история начинается в 1506 году, когда статуя была извлечена из-под земли, во время работ на винограднике Феличе де Фредис.
Находку сразу же выкупил папа римский Юлий II, великий меценат и любитель искусств. Нескольких фрагментов недоставало: лучшие скульпторы той эпохи приняли участие в конкурсе за право реставрации этой работы.
Статуя, посвященная гибели Лаокоона и его сыновей, произвела глубочайшее впечатление на мастеров итальянского ренессанса. Они увидели в этой скульптуре, насколько доскональное знание анатомии позволяет выражать глубочайшие эмоции, в том числе самые трагические. Важным было и то, что это не единичная скульптура, а группа из нескольких человек: то есть античные скульпторы продемонстрировали христианским, как искусно можно компоновать и сочетать. В числе работ, вдохновленных этой статуей, называют, например, "Снятие с креста" Рубенса.
Множество скульпторов копировало это произведение и делало с него слепки (копии есть и в России). Множество зарисовывало, есть очень любопытные и неожиданные интерпретации, например, у Эль Греко и Блейка. Однако, на мой взгляд, ни одному интерпретатору не удалось превзойти мощь и лаконизм оригинального произведения, которое показывает красоту смерти, медленной смерти из-за гнева богов.
Ранее по теме: Самая красивая смерть в древнегреческой скульптуре
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.
А еще у меня инстаграмм есть про красивое искусство.