Основание Эворы теряется во тьме веков. Кельты-лузитане жили здесь уже 5000 лет назад. Одна из версий происхождения названия города через кельтские корни связывает его с названием английского Йорка.
В римскую эпоху Эвора процветала, о чём свидетельствуют остатки храма Дианы посреди города.
Это лучше всего сохранившийся римский храм на Иберийском полуострове. Когда-то он был включён в комплекс зданий соседнего дворца, позднее снесённого, а потом использовался как дровяной склад, поэтому его не разобрали.
Для водоснабжения римляне построили 18-километровый акведук, который до сих пор является неотъемлемой частью города.
Акведук носит название "Серебряный". По одной версии версии - из-за блеска горной воды на солнце. По другой - из-за огромной стоимости строительства, которое чуть не разорило казну провинции.
После падения Римской империи город, хотя и оставался центром епархии, стал угасать. Но когда вандалов и вестготов разогнали переправившиеся из Африки в начале VIII в. арабы, он снова превратился в важный хозяйственный центр с крепостью и мечетью.
Однако мавры не любили селиться в лесистых горах и заболоченных долинах. Христиане, отступившие на гористый юго-запад полуострова, образовали графство, а потом и королевство Португалия и начали заявлять о себе.
В 1165 г. Эвору захватил Джеральд Бесстрашный. Это был умелый военачальник. Он собрал собственный отряд наёмников и захватил с ними столько мусульманских замков и крепостей, что стал в один ряд со своим знаменитым современником Сидом Кампеадором.
Правда, многие испанские историки отказываются считать их равными. Сид использовал обычную рыцарскую тактику того времени: "Ура! Вперёд! Погнали наши городских!".
У Джеральда было гораздо меньше войск, и он эффективно использовал то, что потом назвали "партизанской тактикой". Выбрав ночь с плохой погодой, Джеральд с воинами скрытно забирался на стены и вырезал часовых. Потом они с шумом и криками врывались в город.
Таким способом он захватил чуть ли не десяток мусульманских крепостей и замков. В конце концов это вызвало трения с наступавшими на эмираты с севера испанцами. Джеральд захватил Бадахос и осадил его цитадель, где затворился эмир с гарнизоном. А снаружи город осадили испанцы. Португальский король Альфонсо I подошёл с войском на выручку своим. Португальцы проиграли неравную битву, в плен попал и Джеральд, и португальский король, который был сбит с лошади и сломал ногу. В качестве выкупа пришлось уступить Испании часть земель, захваченных и Португалией, и самим Джеральдом.
После этого Джеральд рассорился с королём и со своим отрядом перешёл на службу к севильскому халифу. Ничего необычного, испанский Сид тоже воевал на стороне мусульман почти столько же, сколько на стороне христиан. Халиф от греха отправил его воевать в Марокко, но неугомонный Джеральд затеял переписку с португальским королём, предлагая напасть на мавров на их территории. Арабы перехватили письма и отрубили Джеральду голову. Впрочем, всё это уже слухи. А вот некоторые взятые Джеральдом за одну ночь крепости арабы потом отбить так и не смогли.
К их числу относится и Эвора. Поэтому главная площадь Старого города называется площадь Джеральда.
Площадь окружена нарядными (по португальским меркам) особняками знати. На их фоне суровой выглядит построенная в XVI в. церковь св. Андрея на северном торце площади. Это один из нечастых примеров зального храма на Иберийском полуострове.
Площадь теперь выглядит мирно и гостеприимно, но у неё была бурная история. Инквизиция проводила на ней свои ауто-да-фе (правда, теперь историки считают, что их количество сильно преувеличено). В 1483 г. в порядке борьбы со знатными феодалами здесь казнили герцога Браганца Фернандо II.
Для напоминания горожанам, что божий мир - это не шутки, некий францисканский монах построил возле церкви св. Франциска Капеллу костей, наподобие известной Костницы в Седлеце.
Кости 5000 скелетов с ликвидированного кладбища вмурованы в колонны и стены. Для пущей наглядности над входом в капеллу написано: "Покоящиеся здесь кости ожидают ваших костей".
Капелла находится на Первомайской площади (Praça 1º de Maio). "Бывают странные сближения" (с) А.С. Пушкин.
Церковь св. Франциска, к которой пристроена Капелла Костей, тоже любопытна.
Перед её входом стоит аркада, арки которой выполнены в разных стилях - полукруглые, стрельчатые, подковообразные. Такой разнобой, как и спиралевидные башенки наверху - влияние мавританского стиля.
Над входом в церковь высечен пеликан - эмблема короля Жоана II, и армиллярная модель небесной сферы - эмблема короля Мануэля I, при котором образовалась колониальная империя Португалии.
Дальше на юг за капеллой находится городской парк.
Когда-то здесь был монастырь, потом в 1468 г. король Альфонсо построил около него загородный дворец. Постепенно дворец вобрал в себя весь монастырь. Но последующие короли постепенно утратили интерес к этому месту, и в 1834 г. большая часть дворца была снесена и на его месте организовали городской рынок. Уцелело только женское крыло, Galeria das Damas.
Часть материалов дворца пошла, видимо, на строительство модной в те времена романтической руины (см. аналогичное сооружение в Келсо).
Куда делось остальное - осталось тайной тогдашнего состава городского управления.
Напротив храма Дианы высится епископский собор.
Его начали строить в конце XII в., когда стало ясно, что мавры уже не смогут отбить город. Первоначально он был небольшим, но его постоянно достраивали и расширяли сначала в готическом, потом в мануэлинском, а потом в барочном стиле. Так он стал самым большим средневековым собором в Португалии. По преданию, здесь освятили флаги кораблей Васко да Гамы перед его первым плаванием на восток. Фигуры апостолов на портале считаются лучшими из всех подобных в Португалии.
В интерьерах собора отразилась история его постепенного расширения.
В соборе размещён музей с ценными средневековыми скульптурами и картинами. Однако основная экспозиция по истории и искусству города находится в Городском музее, расположенном на площади храма Дианы. Этому музею уже больше ста лет, но в 2009 г. он был реконструирован и сейчас отвечает всем современным требованиям.
Примечательным образцом португальского Ренессанса является церковь Милости Богоматери (Igreja da Graça) при монастыре Августинцев.
К сожалению, монастырь, при котором выстроена церковь, сейчас находится в распоряжении Вооружённых сил и недоступен для посещения.
Это далеко не все интересные объекты в Эворе, но следует уделить время прогулке по улицам старого города. Здесь вы можете проникнуться спокойным, но отнюдь не ленивым духом настоящей Португалии, без городской суеты и шума.
Вот пара уличных видов:
Примечание для путешественников: Летом в разгар дня в Эворе очень жарко, запасайтесь питьевой водой. Жизнь в городе, включая культурные объекты, замирает где-то с полудня до трёх часов. Однако есть работающие бары и кафе. Рекомендуется на время сиесты найти место поуютнее, присесть там и расслабиться.
Окрестности Эворы также любопытны, но вам потребуется машина. Расстояния не маленькие, а общественный транспорт в Португалии за пределами больших городов не развит.
Более подробную информацию вы можете получить в Туристском бюро на площади Джеральда. Самое близкое место, которое я могу порекомендовать - Кромлех дос Альмендес в 15 км от города. Это сооружение позднего неолита из вертикально поставленных камней.
Самым известным кромлехом (археологи называют их дольменами) является английский Стоунхендж. Подобные сооружения встречаются в разных местах Европы. Об их назначении идут горячие споры.
Спасибо, что дочитали до конца.
Если вам понравилось, ставьте лайки и подписывайтесь на дзен-канал "Проходя Европой". Интересных городов в запасе ещё много.
Автор сохраняет за собой права на данный текст и изображения в нём, для которых не указан источник, и разрешает использовать этот контент на условиях GPL v. 3.0.