Найти тему

Бег после операции на сердце. Стоит - не стоит? Эксперимент на себе.

Бег после операции на сердце. Стоит - не стоит? Эксперимент на себе.

Решил поделиться своими внутренними наблюдениями по вышеуказанной теме. Если честно, я больше ходить люблю. Бегать - не очень. Скучно,особенно по стадиону. Но нельзя отрицать, что физические усилия при беге чуть выше, впрочем, как и нагрузка на суставы.

Не сказать, что я стопудовый адепт здорового образа жизни. Но периодически в своей жизни то голодал, то моржевал, то бегал на небольшие дистанции. Потом ленился, потом снова что-то находил для "богословской беседы", то есть для внутреннего саморазвития. Кабы был я полностью здоров, то, может, и не начинал всех этих экспериментов. Но как представишь, что есть вполне реальная вероятность лишиться удовольствия много и долго ходить, то поневоле начинаешь себя проверять в разных режимах.
В общем, имея в себе порок сердца - стеноз аортального клапана в комбинации с недостаточностью (по умному, звучит это несколько иначе, но суть та же) испытывал я себя, но постоянно прислушивался. Мог пробежать до трех км, подтянуться на перекладине 20 раз и еще какие-то мелкие ништяки, типа езды на велике до 70 км в одну сторону.

Но перспективы при таком виде пороков хоть и отдаленны, но печальны. Декомпенсация не наступает долго, но, когда она все-таки случается, происходит резко. Здесь таится некая ментальная ловушка. Человек, которому предлагают операцию, отвечает обычно: "Да боюсь я. Сколько проживу, столько проживу". И потом наступает декомпенсация. Он начинает чувствовать себя хуже, бежит к кардиохирургам, но момент упущен. Давление в системе легочной артерии уже поднялось операцию делать нельзя. И таких случаев я видел не так, чтобы мало. Спрашиваешь, мол, ну что ты не согласился, человече? Человече пожимает худыми плечами и не может сам себя понять и объяснить. Это какой-то иррациональный страх - мол, сердце.

А что сердце? К слову, реабилитация после операций на сердце проходит гораздо легче, чем после операций на брюшной полости. На брюхе и заживает хуже из-за жировой прослойки. Был у меня пациент, который через две недели после операции по поводу аортального порока в терминальной стадии, своим ходом приехал на поезде за тысячу км. из Астрахани. Привет, кстати, кардиохирургам федерального кардиоцентра в этом городе. Только у меня количество удачно прооперированных пациентов оттуда перевалило за полсотни. Тех, кого я сам лично видел, а не "двоюродный брат зятя одного кента сказал".

Сургут - это вери гуд.

-2

В общем, поехал я в город Сургут на предмет перспектив своей дальнейшей жизни. Этому предшествовал классный забег в ширину по поводу 25-летия окончания вуза в городе Красноярске. Мы долго бухали и хвастались. Потом пьянка перешла в депрессивную фазу, и я пожаловался старому институтскому другу на тягостные мысли. Друг Саня сказал - приезжай помогу. За что ему вечная от меня благодарность. Мелкие подробности опущу. И Ханты-Мансийск (на фото выше), и Сургут - классные города. Даже жалею, что раньше там не побывал.

Посмотрели меня доктора в Сургуте, и сказали что давление в легочной артерии уже ползет вверх. Давай думай, прямо сейчас. А то будет поздно. Я от расстройства стал подтягиваться на перекладине не десять раз, а пять, и все прислушивался к ощущениям. Ну раз надо, значит надо. Страха как-то не было. К чему всех и призываю. Не тяните время. Подробности, конечно, несколько, интимные - писать про свое нездоровье как-то не комильфо. Но когда читаешь в сети некоторых нытиков , которым, как той вдове из Ильфа и Петрова, жизнь не мила, хочется мотивировать людей положительным примером. Поэтому решил я расписать в подробностях весь ход этой истории.

Часто встречаю в разных блогах, которые принято называть либеральными, описания ужасов "в рашке" и лозунги "пора валить". Но реально самые сложные операции здесь можно сделать по квоте. И с тебя ни копейки не возьмут. Да, не просто собрать документы на квоту.Но не настолько непросто, чтобы это оказалось запредельным. Помню, в Ирландии операция по поводу удаления аппендицита стоила около 10 тысяч евро. У нас ее в любой сельской больнице сделают бесплатно.

Но вернёмся к сути разговора. Мне с оформлением квоты помог друг. Сильно помог. Прописал у себя в Хантах, и вообще весь процесс ускорил, как мог. Так что, вроде, мой случай не показательный в этом плане. Но! В кардиоцентре разговорился я с женщиной из Ставрополья - приехала к родне в Лангепас. Прихватило сердце. Ее прописали, и за месяц, не имея никаких дополнительных выходов на медицину (какие были у меня), оформили квоту. И ее также быстро и качественно прооперировали. Родня на Ставрополье с большим трудом поверила, что никаких денег за операцию она не платила. Такой вот медицинский туризм внутри РФ. Хотя, как я уже писал, и в Ростовской области можно получить квоту на сложную операцию в Астрахань, Саратов (протезирование суставов) и тд.

Аортальный клапан для оперативной замены расположен максимально благоприятно. Сейчас существуют методики его замены без вскрытия грудной клетки, через бедренную артерию и аорту. Вводят протез в виде сложенного зонтика, доводят в место установки и раскрывают. Чудо. Но по таким методикам оперируют пока только в Израиле. Стоит это удовольствие около 30 тысяч евро. Не реально по нашим деньгам. Кроме того, материал такого протеза служит меньше металлического - около 10 лет. Потом под замену. Так что мне пришлось идти обычным путем.Но! Благодаря мастерству известного сургутского кардиохирурга Валерия Викторовича Ромашкина, я после операции не утратил возможности физически упражняться.

Дело вот в чем: он оперировал через мини-разрез, не рассекая всю грудину, как это делается стандартно. Таким образом грудная клетка сохраняет свою каркасность. И, после периода реабилитации разумеется, пациент получает возможность заниматься на турнике, чего лишен в случае стандартной операции. Спасибо, к слову, американской промышленности, а конкретно корпорации "Сент-Джуд". Именно ее протез стучит теперь у меня в груди, как пепел Клааса. Так что у меня в сердце теперь имеется кусочек святого Иуды - так переводится Сент-Джуд. Какое-то напластование территориально-временных линий сошлось во мне. Но, облишмо це, як кажуть в нашем колгоспе.

Организация медицины в Сургутском кардиоцентре на мой взгляд пациента - на пять баллов по пятибальной системе. Все звенья - врачи, санитарки, медсестры работают четко, не требуя никаких дополнительных вливаний и подношений. Я бы сравнил это с благословенными советскими временами, медицину коих сам наблюдал изнутри, начиная с 84 года. Инструкторы по реабилитационной гимнастике приходят после операции ежедневно и занимаются, массажисты делают лечебный массаж тоже без всяких намёков на "позолоти ручку". Буквально коммунизм. Палаты на две койки, со всем примочками, типа розеток в нужных местах и санузлом с душем.

От своего инструктора по реабилитации госпожи Марины Костомаровой и услышал историю: марафонец со стажем попал на операцию в этот центр, а уже через полтора месяца побежал в свой очередной марафон. Правда, делали ему аорто-коронарное шунтирование, а не замену клапана, но какова сила духа. Другой бы сел на диван смотреть телевизор и ругать политиков. Так что сей положительный пример я в свою копилку отложил.

Через две недели я самостоятельно уехал домой на поезде "Нижневартовск- Волгоград". Ехал в купе с пьяными вахтовиками и чувствовал себя полностью комфортно.
Добавилась необходимость пожизненно пить разжижающие кровь таблетки (варфарин) и проверять вязкость крови - МНО. А так, словно ничего не изменилось. Через два месяца приступил к тренировкам. Лечащий врач посоветовал пару месяцев подождать.

-3

"Соблюдает режим Джим."

Вот, собственно, мы подошли к сути. Когда-то давно я выработал свою авторскую методику тренировок, подходящую для лентяев. Достаточно делать всего один подход в день, но обязательно ежедневно. Через пару месяцев уже будут заметны результаты. Так потихонечку и тренируешься. Раз в день подошел, допустим, к перекладине и подтянулся, сколько смог.Когда-то я начал с двух подтягиваний и за пару месяцев дошел до восьми раз. Или раз в день отжался десять раз. Батя притащил с работы железную прямоугольную пластину от велоэргометра весом 14,5 кг. К ней палку с крючком на верёвке. Выкручивая пластину качаешь мышцы предплечья. Но все это я делал до операции.

С бегом сложнее. Бегать я не люблю. В принципе, быстрая ходьба в смысле тренировок столь же эффективна, как и бег, но менее травматична для суставов. Поэтому выбрал маршрут протяжённостью в четыре км - город у нас небольшой - и ходил. Но младшая дочь "подсела" на забеги, проходящие в разных городах, бегает "десятку". Ездил с ней за компанию, и вдруг подумал - может и мне? А чего, "доктор велел ходить - и ходю", как сказал Гоцман из "Ликвидации". Пять то км - минимальная дистанция - пробежать то можно? Тем более, по ровной трассе, как в Адлере на автодроме.

Месяца через два после операции я снова начал потихоньку висеть на перекладине и выкручивать пластину. Потихоньку дошел до десяти подтягиваний. Ну естественно, прислушивался к своему состоянию. Вроде, все ровно. Тут дочь подарила браслет, который шаги меряет. Стал ходить в быстром темпе. Ну и побежал по стадиону. Скорость , конечно, минимальная, чтобы комфортно было. Но потихоньку нарастил дистанцию до 5,5 км. Теперь жду конца марта и забега в Адлере. Ну а потом бегать брошу. И снова буду ходить. Как говорил львёнок из мультика - я не люблю лежать, я люблю бегать. Ну, в крайнем случае сидеть.

Могу ли я порекомендовать свою методу для всех? Нет, конечно. Каждый сам выбирает. Много входящих обстоятельств, которые необходимо учесть. Но людям со здоровыми сердцами однозначно рекомендую. Даже такие ленивые тренировки значительно улучшают настроение и качество жизни.

А возможностей даже в маленьких городах сейчас для этого достаточно. Хотя бы вот такие уличные тренажёры, как на фото выше. Было бы желание. И совершенно бесплатно.