Великому каналу 1400 лет. Его сооружали, чтобы соединить между собой север и юг Китая. И он до сих пор служит на благо этой страны.
Судна, которых ходят по Великому каналу, не имеют диковинных названий, на кормах никто не пишет банальных афоризмов. Вместо этого на бортах набиты четко буквы и цифры – как инвентарные номера из приходских книг. Может показаться, что такой недостаток сантиментов говорит о неважности этих судов, но они курсируют по Великому каналу вот уже четырнадцать веков и связывают Китай в единое целое: перевозят зерно, войска и идеи между экономическим центром на юге и политической столицей на севере.
На бумаге Великий канал имеет длину 1800 километров, соединяя Пекин с южным мегаполисом Ханчжоу. Но вот уже четыре десятилетия верхняя половина его течения – от Пекина до Цзинина – слишком мелкая для судоходства. Главный торговый отрезок этого водного пути теперь тянется 523 километра: от Цзинина до речки Янцзы.
Первую систему каналов, сооруженную при императоре Ян из династии Суй, китайские истории рассматривали как пример гениального безумства. Главные речки на территории древнего Китая текли с запада на восток, а Ян захотел перебороть такую географическую несправедливость. Он искал способ переправлять рис из плодородных земель на берегах Янцзы на юго-запад, чтобы прокормить свой двор и, что более важно, войско, которое постоянно воевало с кочевыми племенами. Поэтому императорские чиновники согнали приблизительно миллион работников – преимущественно крестьян – на строительство первого отрезка канала. Мужчины и женщины работали круглосуточно по надзором тысяч солдат. Как сказал поэт в IX веке, «Ян причинил народу невыносимые страдания», но и «оказал ему неоценимую услугу». По официальной версии, работу над сооружением канала завершили в 605 году за 171 день, хотя на самом деле вона забрала шесть лет и неисчислимое количество жизней – в основном среди крестьян, которые умерли от голода и недостатка рабочих рук для сбора урожая.
Канал стал важным политическим символом и стратегической целью для захватчиков. В начале 1840-х, когда британцы пытались зажать Китай в тиски во время первой Опиумной войны, они оккупировали Чженьцзян, что на пересечении канала и Янцзы, перекрыв, таким образом, поставки зерна и налогов в Пекин. И Китай сдался через несколько недель.
Великий канал соединил страну еще и культурно. Наведываясь с инспекциями на гребли и дамбы канала, императоры наблюдали за местными обычаями и перенимали их. Говорят, именно так Пекин приобрел два своих символа – утку по-пекински из провинции Шаньдун и пекинскую оперу с Аньхой и Хубею. Театральные труппы прославляли в молитвах его причалы, а поэты вдохновлялись самим его существованием. Так в VIII столетии Чжан Цзы, описывая храм над каналом, писал: «В полночь его звон догоняет мой челнок».
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если Вам понравилась статья, оцените её, чтобы мы и дальше создавали качественный и интересный материал для Вас!