Последнее время выступления Германии на международной выставке биеннале не перестают впечатлять художественную общественность. С 1993 года немецкие художники не уступают лидерские позиции – с тех пор они выигрывали «Золотого льва» уже четырежды. В 93-м году победу Германии принес Ханс Хааке, вздыбивший каменные плиты павильона; затем в 2001 году его получил Грегор Шнайдер за инсталляцию «Мертвый дом» а в 2011 году — режиссер Кристоф Шлингензиф, посмертно. На прошлой выставке лучшей оказалась снова Германия, о чём мы сейчас и расскажем.
Немецкий павильон (изначально Баварский) на биеннале был построен в 1908 году, затем был перестроен национал-социалистами и использовался в целях пропаганды. В 1964 году здание снова отремонтировали, и с тех пор его внешний вид продолжает меняться.
В 2017 году жюри 57-1 Венецианской биеннале присудило победу немецкой художнице Анне Имхоф (Anne Imhof) из Франкфурта. Её проект был весьма любопытным. Павильон вновь изменили, правда только внутри: над мраморным полом были установлены стеклянные платформы, по которым ходили посетители, а под платформами, находились живые и постоянно играющие молодые актёры. Казалось, что герои взаимодействовали между собой, и пытались выбраться на свободу, а их старались остановить актёры-охранники с живыми доберманами; если актёры все-таки попадали «на волю», то замирали как статуи. Перфоманс назывался «Фауст»: как мы помним, герой одноимённого произведения Иоганна Вольфганга фон Гёте тоже пытался сбросить оковы, в которых живёт человек, стремясь к небесным знаниям и вечному покою. Чтобы увидеть тревожащую инсталляцию, вызывающую сильные эмоции, в немецкий павильон стояли часовые очереди.
«Золотой лев» для лучшего художника в 2017 году также был присуждён немцу: Франц Эрхард Вальтер получил его за свой проект «Да здравствует живое искусство!», в котором он перемешал скульптуры и ткани самых разных цветов в яркий перфоманс. Так художник старался показать важность свободы самовыражения, смелости и современного искусства в жизни каждого человека.
Представлять Германию на 58-й Венецианской биеннале в 2019 году будет куратор Франциска Зольом, в настоящее время возглавляющая Галерею современного искусства в Лейпциге. Ее кандидатура уже одобрена главой германского МИДа Зигмаром Габриэлем.
Франциска – опытный специалист: она начинала карьеру в Институте современного искусства в родной Венгрии, сотрудничала с Берлинской галерей, музеем Гамбургский вокзал и курировала выставки таких современных художников, как Марио Пфайфер, Леона Кахане, Катерина Шеда и многих других. В мае нам предстоит увидеть какой сюрприз подготовила Германия для выставки в нынешнем году.
Институт арт-бизнеса и антиквариата отправляется в путешествие «Венецианская биеннале – назад в будущее» в Венецию, где гости смогут послушать экспертов и посмотреть, что подготовили для нас лучшие современные художники. Присоединяйтесь! Информация по ссылке:
https://www.artinstitut.ru/art-tourism/venetsianskaya-biyennale-2019#content