Тайны, связанные с засекреченными разработками в области авиации всегда волнуют разум, заставляя рождаться в нем самые невероятные фантазии по поводу их запредельных летных данных и невообразимых боевых возможностей. Наиболее всего воображение разыгрывается от информационного голода, который обычно окружает все секретные исследования и созданные на их базе изделия.
Вот, например, приведенная ниже статья «Итак, она звалась «Авророй» из журнала «Техника-Молодежи 1994 №3» написана автором А. Кузнецовым по материалам зарубежной печати того времени и содержит описание летательного аппарата с действительно запредельными возможностями для пилотируемой авиации. Замечательная машина, но, скорее всего, мифическая, видимо придуманная в конце 1970-х годов для прикрытия перспективных программ ВВС США (USAF). Каких? Да вариантов много, например: самолеты системы «Стелс», исследования по гиперзвуковым беспилотным летательным аппаратам или истребители 5-го поколения…
Но можно просто ознакомиться с материалом и сделать вывод о том что же это за суперсамолет такой, тем более что прошло уже много времени и тайное более-менее стало явным и менее загадочным.
Итак, она звалась «Авророй»
Звездная ночь легла на пустыню... В тщательно охраняемом ангаре техники закончили копошиться у черного самолета необычной треугольной формы. Тягач медленно вытянул его наружу, на взлетно-посадочную полосу, устроенную на дне высохшего озера. В кабину забрались два летчика, запустили двигатели, черный самолет пронесся по «бетонке» и круто взмыл.
Через некоторое время прозрачный фонарь кабины опустился в фюзеляж и скрылся под термозащитным экраном. Теперь машина достигла скорости, равной 6 звуковым, и высоты 40 км, пересекла штаты Монтана и Северная Дакота, потом американо-канадскую границу, отвернула в сторону Атлантики, пересекла океан. Где-то над Северным морем она снизилась, погасила скорость и пристроилась к воздушному танкеру, сопровождаемому парой американских истребителей. Приняв за 10 минут 40 тонн жидкого метана, черный треугольник отцепился от заправщика и вновь стал набирать скорость и высоту.
Что это — отрывок из фантастического романа или реальное событие?
Начнем с того, что в феврале 1990 года американские ВВС объявили, что снимают с вооружения высотные сверхзвуковые разведчики SR-71, прослужившие более четверти века. Формальная причина заключалась в том, что каждый полет обходился в несколько миллионов долларов, а нужные Пентагону сведения добывали искусственные спутники аналогичного назначения. Правда, кое-кто в Конгрессе пытался было защитить заслуженную и дорогостоящую технику, однако американские ВВС, наверное, впервые сами отказались от неплохих машин.
Впрочем, так ли было на самом деле? Вездесущие репортеры как-то заинтересовались делами на базе ВВС Грум-Лейк в штате Невада, где когда-то испытывали пилотируемые разведчики U-2 и SR-71. Официально эта база с великолепной 10-километровой взлетно-посадочной полосой вообще не действует, но в 80-е годы она выросла чуть ли не вдвое, там появились новые постройки и... специалисты с военных предприятий в Калифорнии и Неваде.
А с середины 1991 года над южной Калифорнией время от времени стали раскатываться мощные ударные волны, испускаемые каким-то самолетом. 23 марта того же года жители техасского городка Амарилло наблюдали странную инверсию, что-то вроде орехов, нанизанных на веревку, и слышали пульсирующий шум авиамоторов. Нечто подобное описывали и те, кто живет близ калифорнийской авиабазы Бил.
Новая информация пришла от Организации американских ученых. Исследовав рассекреченные документы Пентагона и некоторых корпораций, они пришли к выводу, что испытывается, а может, и состоит на вооружении сверхскоростной высотный разведчик. Оставалось посмотреть на него. Это удалось еще в 1989 году английскому инженеру — перелетая Северное море, он видел рядом с заправщиком KC-135 и двумя истребителями F-111 треугольный летательный аппарат. Спустя три года ему попалась статья о проекте гиперзвукового самолета, почти не отличавшегося от замеченного им.
Теперь предстояло узнать, как его именуют. За этим дело не стало — 7 лет назад пентагоновский цензор допустил промашку, оставив в разрешенном к печати материале названия U-2, SR-71 и таинственной «Авроры»
Программу ее постройки американцы, по-видимому, одобрили в конце 70-х годов, узнав о советских зенитных ракетах, которые поражают цели на высоте более 30 км: SR-71, летавший со скоростью 3,2 «маха» в 25 км от земли, сразу оказался уязвимым. Но тогда же стали очевидны ограниченные возможности спутников-шпионов, чьи орбиты не так уж трудно рассчитать потенциальному противнику.
За новый разведчик, вероятно, взялась компания «Локхид», которая обладала так называемой «Скунсовой фабрикой» (теперь «Компания передовых опытов»), где могли осуществлять подобные работы в полнейшей тайне. Именно «Локхид» создала U-2 и SR-71, а в начале 80-х годов испытала экспериментальный самолет, который должен был летать на 6 «махах». Первое испытание «Аврора» прошла на позднее 1986 года, а спустя три года уже поступила на вооружение или была близка к тому.
По мнению английского инженера, ее длина составляет 24-25 м, вес около 75 т, из которых 2/3 приходятся на топливо, скорее всего криогенное — жидкие водород или метан. Первый обладает большей энергоемкостью, второй в 3 раза плотнее и с ним легче обращаться. Какой же двигатель, работающий на нем, разгоняет машину до невиданных в авиации скоростей?
На первый взгляд, конечно же, прямоточный, гиперзвуковой, в котором воздух сжимается набегающим потоком. Но как же самолет достигает гиперзвука? Что издает странную пульсацию и оставляет «орехи на веревке»? И тут вспоминается идея «комбинированного цикла», появившаяся в США четыре десятилетия назад.
Суть ее состоит в том, что жидкий метан превращается в холодный газ и проходит через турбокомпрессор, а потом вместе с воздухом поступает на реактивные сопла, размещенные в задней части прямоточки, где образовавшаяся смесь сгорает. На относительно небольших скоростях давление воздуха периодически изменяется, отсюда характерная пульсация. Кроме того, к соплам подается и жидкий кислород, увеличивающий скорость истечения реактивной струи. Примерно при 2,5 «махах» подача последнего прекращается, ракетные сопла убираются, и работает только прямоточка. Однако при полете на сверхзвуке и в ней возникают перепады давления, которых не бывает в детонационном двигателе. Его воздухозаборники смонтированы вокруг передней стенки камеры сгорания, в которую впрыскивается жидкий метан, а сзади установлены детонационные трубки, которые воспламеняют горючую смесь. Этот двигатель можно применять и в широком диапазоне скоростей, регулируя степень сжатия.
Так каким же оборудовали «Аврору»? Об этом можно только догадываться, тем более вовсе не исключено, что под шифром «Аврора» скрывается несколько машин...
Раннее утро. Солнце освещает землю, на которой появляются длинные тени, выявляющие малейшие детали рельефа,— самые лучшие условия для аэрофотосъемки. Иракский оператор даже не обратил внимания на небольшой эхо-сигнал, возникший на экране радиолокатора, — цель находилась на слишком большой высоте чтобы быть вражеским самолетом. А на «черном треугольнике» вовсю работают камеры с 1200 телеобъективами, снимающие в обычном и инфракрасном спектрах. Тучи пыли, поднятые иракской техникой, и дым от горящих нефтепромыслов не помеха для бортового радара с синтезированной апертурой, которая складывает снимки в одно изображение, передаваемое оператором на военный спутник связи, а тот пересылает в оперативные центры ЦРУ, ВВС и командования «межнациональными силами».
Выполнив задание, черный самолет уносится на северо-запад, дозаправляется над Северным морем и, вновь разогнавшись и набрав высоту, берет курс на Грум-Лейк. Впереди полеты за разведывательными данными. Куда? Возможно, в Ирак, не исключено, к северокорейским ядерным реакторам или китайским военным заводам. Впрочем, для «Авроры» найдутся объекты и в России.
Так о какой же конкретно боевой единице из состава USAF здесь идет речь? Скорее всего под завесой секретности соединились воедино программы по гиперзвуковым беспилотным аппаратам и самолетам «Стелс». Пресловутый «черный треугольник» набивающий баки керосином от «Стратотанкера» в сопровождении пары F-111 (сцена увиденная английским инженером над Северным морем) был самолет В-2 Spirit, тем более, благодаря заявлению Бена Рича, бывшего директора Lockheed Corporation и Skunk Works, уже не секрет —Аврора была кодовым названием программы по самолету B-2.
Стратегический бомбардировщик В-2 Spirit самолет, конечно, незаурядный и по форме и по содержанию, но его динамические характеристики весьма посредственны. Ни о каких 6-ти «махах» скорости и 40 километрах высоты тут и речи быть не может.
На разум не сдается и жаждет узнать — а что же летало так высоко и быстро над базами в США? Получается что в то время — ничего! В смысле ничего пилотируемого или, хотя бы, практически применимого. Возможно, это были какие-либо летающие лаборатории для отработки прямоточных реактивных двигателей для перспективных гиперзвуковых авиационных систем. А самих проектов не так много: начиная с 1986 года фирма Rockwell International с участием фирм McDonnell Douglas и General Dynamics работала над созданием гиперзвукового одноступенчатого космоплана X-30 как многоразового надёжного и простого средства массового вывода людей и грузов в космос. Возможно, что для этой программы и проводились какие-то натурные опыты для прогонки двигателей, хотя сам X-30 в воздух так ни разу и не поднялся. Видимо, разработка данной машины оказалась не такой уж простой и дешевой, из-за чего проект был приостановлен и отменен в 1993 году так и оставшись лишь на стадии макетного проектирования. Вот и получается что «орехи на веревке» в небесах развешивал не он.
Но работы по гиперзвуку велись, правда, вывелись они во что-то интересное и работоспособное только к 2001 году. В июне 2001 совершил свой первый полет беспилотный экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат, построенный по программе NASA «Hyper-X» под кодом X-43. Хотя размеры и масса самолета и не впечатляют (длина 3,66 м, размах крыла 1,52 м, масса 1400 кг), да и стартует он не с земли а с самолета-носителя B-52, тем не менее, в третьем полете, состоявшимся 16 ноября 2004 года, прямоточный воздушно-реактивный двигатель смог разогнать машину до рекордной скорости в 11850 км/ч — 9,6 «маха» на высоте около 30 км.
Вот и получается что засекреченность в создании ударного «невидимки» В-2 Spirit породила легенду о суперсамолете «Аврора», способном за считанные минуты, взлетев с военной авиабазы на территории США, оказаться над любым районом нашей планеты с целью подсмотреть то, что даже спутники не видят и также резво привезти полученные данные обратно.
Тайное всегда будет возбуждать воображение, и обуславливать полет мысли и это прекрасно! А вот насколько верна у мысли траектория полета? Как и в данном случае, покажет время.