Найти в Дзене

Разговор со специалистом- Логопед.

Оглавление

Мы собрали самые популярные вопросы к логопеду, беспокоящие большинство родителей и отправились к специалисту Центра материнства, естественного развития и здоровья ребенка Полей Яне Борисовне, чтобы получить ответы на них и поделиться с вами.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста в каком возрасте у ребенка должны быть правильные и чистые звуки: шипящие, свистящие и буква «Р».  Нас интересуют варианты нормы, а когда пора к специалисту.

Ответ:

Речь ребенка заканчивает своё формирование примерно к пяти годам. Кто-то уже в четыре с половиной года хорошо говорит, кто-то в пять с половиной. Но если у ребенка есть хотя бы минимальная проблема речевая, даже если он неправильно произносит один-два звука – лучше в пятилетнем возрасте начать заниматься.

Показать ребенка логопеду нужно в 2 года, 3 года, в 5 лет, и перед школой для профилактического осмотра.

В 2, 3 и 4 года коррекцией звукопроизношения не занимаются, но в этом возрасте можно (и нужно) делать артикуляционную и дыхательную гимнастики, развивать слуховое внимание ребенка. 

Вопрос: Как вести себя родителям, если ребёнок показывает на предметы, а говорить отказывается?

Ответ:

В любой ситуации стоит вести себя доброжелательно, показывает же. Все зависит от ситуации, мы с вами тоже иногда показываем, а не говорим. Если ребенок говорящий, а это элемент игры или во рту кусок яблока, то просто спросить, ты хочешь эту игрушку? Человек вам в ответ хотя бы кивнет. В данном случае, говорить умеет, но не хочет в конкретный момент или ситуации. Тогда отстаньте от человека, мы все иногда не хотим говорить.

А вот если вопрос в том, что делать, если ребенок только показывает на предметы, а называть их не хочет или НЕ МОЖЕТ, то это уже совершенно иная ситуация и необходима консультация специалиста.

Вопрос: Логопед на дому или в центре, что предпочтительнее.

Ответ:

В данном вопросе все зависит от того, как удобно конкретной семье. Нет правильного или неправильного варианта. Я редко, но встречала детей, которым действительно лучше было заниматься дома. А другие показывают лучшие результаты занимаясь в поликлиниках, детских садах и центрах. Все зависит от индивидуально-личностных качеств ребенка, от особенностей его речевых проблем и возраста.

Вопрос: Какие основные ошибки допускают родители, желая помочь своему ребенку быстрее заговорить.

Ответ:

Ошибок не так уж и много, вот основные из них:

1. Родители или бабушки/дедушка говорят с ребенком на сюсюкающем, «детском» языке. 

2. Трясут ребенка, причитая «скажи это, скажи то, повтори».

3. Увлекаются воспитательной работой телевизора.

4. Говорят слишком быстро.

5. Не откликаются на реакции ребенка.

6. Лишают ребенка тактильных ощущений.

Но в целом, интуитивно, родители общаются с детьми правильно – играют с ними, общаются, касаются их, берут на руки.

Вопрос: На каком языке говорить с ребёнком если в семье два и более языка?

Ответ:

Я не считаю, что для здорового ребенка билингвизм или полилингвизм – проблематичен. Но мне нравится теория и практика «один взрослый – один язык». Например, в садике ребенок говорит на языке страны, с папой – на языке папы, с мамой на языке мамы. Такой ребенок бегло говорит на нескольких языках и легко переключатся с языка на язык.

Но если у ребенка речевые проблемы - задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, то я, в первые годы ребенка, советую всё же общение на языке той страны, где ребенок будет получать дефектологическую помощь.

Вопрос: Если появились подозрения, что ребенок плохо слышит ребёнок, что делать?

Ответ:

В подобной ситуации – срочно к лору. Если ваши подозрения оправдались, то дальше в сурдоцентры. При первой же возможности, обязательно, как можно раньше, озаботится слуховой аппаратурой.

Обязательно проверяйте слух после лор заболеваний или при задержке речевого развития. Со слабослышащими детьми работают специальные дефектологи - сурдологи. Многие логопеды, в настоящее время, осваивают методы работы с детьми после КИ (кохлеарной имплантации). Чем раньше выявляются нарушения слуха и речи – тем больше шансов на полноценное развитие речи, обучение в массовых учреждениях, хорошую полную жизнь. Благо, наука сейчас позволяет и рано диагностировать проблемы со слухом, и рано их компенсировать или преуменьшить пагубное влияние на развитие.

В данной статье приведена первая часть ответов на вопросы. Следите за нашими публикациями и оставляйте в комментариях ваши вопросы, которые мы передадим специалисту и ответы опубликуем на нашем канале!