Найти в Дзене
Музыка и Жизнь

1965 год. Лучшие песни года из Топ-500

Сегодня я начинаю обзор лучших песен 1965 года по версии двух изданий - Топ-500 Rolling Stone и Топ-500 New Musical Express, представляющих самые насыщенные музыкальные рынки по обе стороны океана - в США и Британии. Откуда берётся выборка и почему взяты именно эти издания я писал много раз в прошлых статьях, поскольку периодически в комментариях возникают недоумения. Примите, как данность, что это наиболее представительные издание, если говорить о популярной музыке англо-саксонского происхождения, хотя вообще я считаю, что музыка не имеет национальности.

Компиляция обоих списков дело довольно сложное, поскольку композиции, естественно, пересекаются, однако часто год выпуска песни отличается плюс/минус один год, но британский Топ-500 больше ориентирован на более современную музыку (первым номером там вообще идёт Нирвана с Smells Like Teen Spirit) и поэтому за основу я беру американский топ.

Итак, 1965 год дал миру очень много хитов, заранее скажу, что два первых номера в Топ-500 RS родом из 1965 года. Когда я готовил статью, то понял, что год своего рода переломный. Например в нём были написаны Ticket to Ride Битлз и Foxy Lady Джими Хендрикса, которые сейчас выглядят, как песни из разных эпох, но обо всём по порядку и начну я, как обычно, с конца.

На 451 месте Топ-500 издания Rolling Stone находится довольно известный хит дуэта Сонни и Шер, в котором, в далёкие уже времена, начинала певица Шер. Композиция называется I Got You Babe и уже в девяностые певицей Шер перепевалась в компании Бивеса и Баттхеда на MTV в довольно тяжёлой манере. Дуэт существовал довольно долго, с 1964 по 1977 год, пока ребята были семейной парой, потом развелись, Сонни Боно стал политиком, а Шер продолжила карьеру сольным образом, сделала пластические операции, стала сниматься в кино и приобрела международную известность. Жанр дуэта характеризуется, как поп-рок, песня представляет из себя довольно симпатичную и изящную балладу. Шер на аутентичном видео, надо сказать, узнать довольно сложно, тем и интересней

На 422 месте RS вокальный квартет The Four Tops, который за годы своего существования пел во множестве жанров, но в искомый период выводил на подмостки соул и ду-воп. Я уже писал про этих ребят, поскольку они были номинантами в 1966 году. Квартет родом из Детройта и существует аж с 1953 года и считается, что по наше время, хотя в живых остался всего один участник. Разумеется это один из участников знаменитого лейбла Мотаун, который с самого начала популяризировал "чёрную" музыку. Композиция называется I Can’t Help Myself (Sugar Pie Honey Bunch), довольно ударный и энергичный номер

На 394 месте Топ-500 американского издания у нас Битлз с Ticket to Ride, в британском списке композиция повыше, на 311 месте. Песня выходила и синглом, и на альбоме Help, одном из самых крепких творений группы. Альбом, на мой взгляд, завершает ранний период группы. После него Битлз пошли по гораздо более интересному пути, чем эксплуатировали до этого. Песню Леннон с Маккартни придумали и записали за три часа в студии Abbey Road 15 февраля 1965 года и Леннон позже считал, что она явилась предтечей хэви-метал из-за перегруженных гитарных партий и насыщенного баса. Соло на гитаре, кстати, исполнил Пол Маккартни. Интересный факт - это была первая песня у Битлз, которую они записали раздельными партиями по дорожкам, до этого они записывали в студии все инструменты сразу, имитируя живое звучание

На 380 месте группа The Who, молодая на тот момент группа с одним из двух своих ранних хитов I Can't Explain. На самом деле песня вышла синглом ещё в декабре 1964 года, но вот в список попала почему-то в 1965 год. В то время песня заняла лишь восьмое место в британском чарте и 93-е в американском. Позже Пит Таунсенд, которому на момент написания песни было всего восемнадцать лет, признавал влияние вышедшей годом ранее композиции группы The Kinks под названием All Day and All of the Night - и на мой взгляд творение Кинкс куда более крутое, чем эта реплика. Но тем не менее песня в Топ-500 попала, да ещё и выше Битлз, так что придётся и её поставить. Тем более. что меня всегда привлекало появление этих ранних риффов, что у Кинкс, что у The Who, которые много позже дали основу хард-року

Идём дальше, на 374 месте всем известная баллада Unchained Melody. Примечательно, что была она написана за десять лет до этого для малоизвестного фильма и впечатления в 1955 году вообще никакого не произвела. Однако в 1965 году её исполнил дуэт The Righteous Brothers и именно в их интерпретации песня стала знаменитой. Продюсировал песню Фил Спектор и это стало первой его заметной работой

На одно место выше, на 373 месте, Боб Дилан. Надо сказать, 1965 год это вообще его год. В Топ-500 RS вошло шесть его песен, записанных в этом году. Песня называется Highway 61 Revisited и она с одноимённого альбома. Я творчество Дилана знаю крайне плохо, это не моя музыка. Знаю я Боба в основном по всяким косвенным признакам вроде его присутствия в книге Энди Уорхола "Попизм" или многочисленным каверам его композиций. Тем не менее должное ему отдаю, влияние на популярную музыку он оказал значительное, поэтому просто поставлю песню без комментариев

А закончу я сегодняшний выпуск 367 местом, на котором находится вокальное трио Martha and the Vandellas всё с того же детройтского лейбла Мотаун. Пишут, что они на тот момент были ведущими артистами лейбла и от остальных параллельных коллективов отличались более жёстким звучанием. Уже одно это вызывает любопытство, к тому же меня всегда интересовал период соула. когда он только-только отпочковался от джаза и транзитом через спайку с ритм-н-блюзовыми традициями стал выходить на подмостки. Мне очень нравится ранний соул, есть в нём что-то первобытное. Композиция-номинант называется Nowhere to Run и она чуть менее известна, чем другой стопроцентный хит трио Dancing ih the Street - но о нём речь будет гораздо позже, он вышел годом ранее. Но зато эта песня стала известным соул-стандартом

А в качестве бонус поставлю фрагмент с этой композицией из замечательного фильма Алана Паркера The Commitments, в котором он полностью вскрывает суть соул-музыки настолько мастерски, что мне она сразу стала понятна. Стоит учесть, что у Паркера в фильме соул принялись играть ирландцы, довольно асоциальные типы - это они в ролике репетируют в разных местах на фоне Nowhere to Run. Всем не смотревшим этот фильм меломанам рекомендую обязательно это кино посмотреть

Ну а пока до встречи!

Все остальные обзоры по года, начиная с новейших времён, вы можете прочитать в статьях по ссылкам:

Вводный критический обзор

  • Шестидесятые - 1966 (1), 1966 (2), 1966 (3), 1966 (4), 1966 (5)
  • 1967 (1), 1967 (2), 1967 (3), 1967 (4), 1967 (5)
  • 1968 (1), 1968 (2), 1968 (3), 1968 (4)
  • 1969 (1), 1969 (2), 1969 (3), 1969 (4)
  • Семидесятые - выпуск 1 (1979), выпуск 2 (1979), выпуск 3 (1978), выпуск 4 (1977), выпуск 5 (1977), выпуск 6 (1976), выпуск 7 (1975), выпуск 8 (1975), выпуск 9 (1974), выпуск 10 (1973), выпуск 11 (1973), выпуск 12 (1972), выпуск 13 (1972), выпуск 14 (1972), выпуск 15 (1971), выпуск 16 (1971), выпуск 17 (1971), выпуск 18 (1970), выпуск 19 (1970), выпуск 20 (1970)
  • Восьмидесятые - выпуск 1 (1989), выпуск 2 (1989), выпуск 3 (1987-1988), выпуск 4 (1987), выпуск 5 (1985-1986), выпуск 6 (1984), выпуск 7 (1983), выпуск 8 (1982), выпуск 9 (1980-1981)
  • Девяностые - выпуск 1 (1995-99), выпуск 2 (1994), выпуск 3 (1992-93), выпуск 4 (1990-91)
  • Двухтысячные - выпуск 1 (2006-2009), выпуск 2 (2004), выпуск 3 (2003), выпуск 4 (2002), выпуск 5 (2000-2001)