История парфюмерного бренда «Сальвадор Дали» началась задолго до 1983 года, когда вышли его первые духи – знаменитые «чёрные губы». Начал её Жан-Пьер Гривори – менеджер по экспортным продажам одной французской одеколонной компании.
Поработав три года с одеколонами он понял, что компания в тупике, там все было не так – слишком дорогой парфюм, слишком сложное название, слишком много претензий и мало шансов... Он предложил начальству провести ребрендинг и снизить цену, но получил ответ в духе: ты здесь не затем, чтобы давать советы. Гривори уволился и решил выпускать свои парфюмы для широкой аудитории. В 1975 году у него было уже несколько линий производства масс-маркетовской парфюмерии, и все они приносили прибыль, но хотелось чего-то особенного... Хотелось искусства!
Он был поклонником творчества Сальвадора Дали и знал, что знаменитый художник в принципе рассматривает коммерческие предложения и способен на авантюры. В конце концов, человек, нарисовавший не только знаменитые картины, но и логотип «Чупа-чупса», должен его хотя бы выслушать!.. Была – не была: он отправил Дали телеграмму и неожиданно быстро получил приглашение встретиться.
При всей эксцентричности Дали был неплохим бизнесменом. Его подкупило то, что Гривори хотел не просто взять его имя в качестве бренда, а именно сотрудничества на всех этапах производства. Художник попросил, чтобы в аромате были жасмин и роза, и удалился рисовать эскиз флакона. За основу он взял одну из своих новых картин - «Явление лица Афродиты Книдской» - и разработал флакон-статуэтку носа и губ. Нос отвечал за обоняние, а губы – за чувственность. Пожалуй, не могу вспомнить более говорящий об авторе флакон… Разве что «торс» от Жан-Поля Готье, который появился у нас чуть позже «губ».
За создание аромата взялся парфюмер Альберто Морильяс – в будущем он создаст почти все духи Bvlgari, Good Girl Gone Bad Extreme для Kilian и еще много чего… Для Dali Parfum он взял заказанные художником жасмин и розу и замиксовал с ладаном, гвоздикой, сандалом и смолой, а чтобы не получился совсем восток - разбавил густое звучание свежими цитрусами, бергамотом и ландышем. Получился сложный, многогранный глубокий аромат - очень теплый и женственный. Он не душил, не свербил, не давал убийственного шлейфа, но при этом обращал на себя внимание и был узнаваем.
В 1983 году новый аромат презентовали в одном из парижских музеев, и пробный тираж в 5 000 флаконов с подписью Сальвадора Дали разлетелся не то, что в считанные дни – в считанные часы! Гриволи тут же заказал новую партию – и ее ждал такой же успех. К нам «черные губы» попали в 90-х годах и произвели не меньший фурор. К тому времени в компанию духам во флакончике 7,5 мл добавилась полноформатная туалетная вода Dali. У меня было и то, и то - и после духов туалетка была разочарованием.
Это был первый и последний аромат, созданный при непосредственном участии Дали. После его смерти в 1989 году Гривори продолжил сотрудничество с брендом, который основал сам Дали - Gala-Salvador Dali Foundation, и до сих пор выпускает духи, вдохновленные работами художника. Но это уже совсем другая история…
Еще картины Дали, которые стали основой для флаконов:
Ничего не могу сказать по ценам в офф-лайне - они мне не попадались, хотя знаю, что продаются. В Интернет-магазинах можно найти как миниатюры-переиздания по 7,5 мл стоимостью около 2 000 рублей, так и винтажную туалетную воду по цене 25 625 за 30 мл.