Найти тему
Модная канитель

Императрица Мария Федоровна и ее визитное платье от Чарльза Уорта

Привет, друзья!

Не могу пройти мимо выставки костюмов императорского двора. Вот уж где есть на что посмотреть! Увидеть платья, которые носили в конце 19 - начале 20 века, не на картинке, представить людей, носивших такую красоту…

Платья дам еще пахнут духами - так утверждают хранители в Эрмитаже. Не удивительно: большинство из них хранились в кладовых в сложенном состоянии и сохранили (пусть даже немного) свой запах. Это какая-то сказка…

Визитные и выездные костюмы - это не церемониальная одежда, в них больше человеческого. В этих платья совершали визиты, ездили в каретах… Их владельцев уже нет - а платья есть, и они несут в себе память того времени.

Городской костюм 19-20 веков в экспозиции реставрационно-хранительского центра. Фото hermitagemuseum.org
Городской костюм 19-20 веков в экспозиции реставрационно-хранительского центра. Фото hermitagemuseum.org

Мария Федоровна, супруга императора Александра III, была женщиной с отменным вкусом. Одеваться она умела и любила. Сегодня - лишь об одном из многих ее визитных платьев. Но и другие не обойду вниманием, только начнем по порядку.

Из всех кутюрье своего времени Мария Федоровна особо выделяла Ворта и большую часть своих нарядов заказывала у него. В Париж отправляли ее мерки и привозили обратно готовые платья.

Императрица Мария Федоровна и ее визитное платье. Фото hermitage.guide
Императрица Мария Федоровна и ее визитное платье. Фото hermitage.guide

Чарльз Фредерик Ворт - кутюрье №1 по хронологии и по величине. Он, родившись в Англии, переехал в Париж, где и сделал себе имя. Говорят, что Ворт - больше француз, чем сами французы.

Фасоны, ткани, отделка, кружева, путешествие из Парижа в Петербург... Это было нетрудно - мерки Марии Федоровны почти не менялись.

Невысокая, миниатюрная, она сохранила талию в 55 см после рождения всех своих 6 детей.

Только взгляните - вот такое визитное платье с лифом оливкового бархата и крепдешиновой юбкой, 1886-1887 г.г.

Визитное платье императрицы Марии Федоровны. Бархат, шелк, атлас, кружево. Фото hermitage.guide
Визитное платье императрицы Марии Федоровны. Бархат, шелк, атлас, кружево. Фото hermitage.guide

Оно еще на турнюре - это такая подушечка, которая подкладывалась сзади для придания фигуре модного силуэта. Баска лифа - фрачного фасона, этакий хвостик сзади))

Драпированный турнюр юбки декорирован атласными лентами. Фото hermitage.guide
Драпированный турнюр юбки декорирован атласными лентами. Фото hermitage.guide
Жабо, манжеты и встречные драпировки юбки отделаны кружевом. Похоже на алансонское, но утверждать не берусь.
Кружевное жабо. Фото hermitage.guide
Кружевное жабо. Фото hermitage.guide

На юбке из набивного креп-де-шина (в Эрмитаже пишут именно так) рисунок в виде орхидей.

Юбка из набивного крепдешина. Шелк, кружево. Фото hermitage.guide
Юбка из набивного крепдешина. Шелк, кружево. Фото hermitage.guide
Кстати, вы знаете, что за ткань такая - креп-де-шин? По названию можно догадаться - креп из Китая!

В то время крепдешин изготавливался только из шелка. Отличительная особенность такой ткани - мелкозернистая шероховатая поверхность.

Этого эффекта добиваются с помощью ниток разной степени крутки - продольные нити почти не крученые, а поперечные - как раз наоборот.

Фестоны из атласа на юбке визитного платья Марии Федоровны. Фото hermitage.guide
Фестоны из атласа на юбке визитного платья Марии Федоровны. Фото hermitage.guide

Подол юбки отделан фестонами из атласа. Подкладка - из оливкового бархата.

Не сравнивайте платье с модой сегодняшнего дня, посмотрите на него глазами дам XIX века!

Интересно? Подписывайтесь на канал - платьев еще много!

Вам может понравиться:

Кто одевал Марию-Антуанетту
Как выглядело коронационное платье Марии Федоровны, супруги Александра III
Подвенечное платье последней русской императрицы (часть 1)
Вторая жизнь императорских платьев