Найти тему

В поисках подлинного


"Чужая душа - потёмки"
Народная пословица

Умение составлять модели реального мира, отражающие различные феномены и процессы, протекающие в нём - одна из ключевых функций мозга. Нет нужды создавать полную картину мира, когда для выживания достаточно ключевых параметров. Это невыгодно и в энергетическом плане - для восприятия миллионов импульсов от раздражителей разной интенсивности и силы, для консолидации работы нейронов различных групп, для адекватной (своевременной) обратной связи - требовались бы огромные энергетические запасы. Да и сама структурная особенность нейронов не расположена к таким массивам данных. Поэтому осознаваемый мир скорее моделирует реальный, чем является таковым. (Дональд Хоффма: Видим ли мы реальность такой, какая она есть?
https://www.youtube.com/watch?v=DqzILgXWwqM)

Соответственно, будучи биосоциальными особями, приматы (по-видимому, только они, несмотря на других стайных животных) способны на создание моделей окружающих особей. Шимпанзе, например, способны улавливать внутреннее состояние других особей через воссоздание моделей их психических процессов (https://www.cell.com/current-biology/abstract/S0960-9..). Это можно назвать "первородным" профайлингом, умением считывать данные о психическом статусе особи по внешним параметрам. Нам кажется вполне очевидным, что если другое существо выглядит злым (по поведению, по мимике, по издаваемым звукам), то его следует избегать, предпочитая контакт с дружелюбными соседями.
Фундаментальная ошибка атрибуции (когнитивное искажение, связанное с оценкой поведения других людей как проявления их личностных особенностей, а не ситуации) как раз базируется на этом стремлении предсказать поведение другого.

Половой отбор и внутривидовая конкуренция за ресурсы (Макиавелианский интеллект https://vk.com/wall-149861205_45) породили в социальных коммуникациях правила поведения, соблюдение которых так или иначе должно повышать эффективность адаптации особей. Пространство для введения в заблуждение других ради увеличения собственной эффективности и снижения эффективности других стало площадкой для оттачивания собственных интеллектуальных навыков.

Т.е. по факту любая конструкция цивилизации и культуры, будь то вера, религия, идеология - система убеждений, направленная на использование навыков и ресурсов одной особи ради целей другой особи. И хоть предполагается, что системы убеждений (мемы) способны к эволюции и саморазвитию в культурном пространстве (например, следование догмам своего учения будет вести к эффективности, поскольку мем "прописался" в культуре и вызывает у других особей какие-то эмоции и воспоминания), их первоначальная цель никуда не исчезает. Вопрос в том, насколько чужая система убеждений более-менее удовлетворяет потребности другой особи (или насколько эта особь оказалась вовлечена в круг людей, объединённых общим видением и получает от этого выгоду).

Притворство, как часть процесса обмана других людей, есть скрывание своих истинных намерений, планов, ощущений. Чтобы обмануть кого-то, нужно убедить его в том, что вам можно доверять. Доверие требует, чтобы между вами и обманываемым были хоть какие-то сходства или хотя бы отсутствие негативных сигналов (недоброжелательности, к примеру: усмешек, высокомерных интонаций, агрессивной позы и т.д.). Проще всего изменить коммуникацию, поскольку она по большей части сознательно контролируется. (Гораздо легче сделать маскообразное лицо, чем пройти жизненный путь, который приведёт вас к эмоциональной черствости).

Сложно найти человека, который честно признает, что ни разу не притворялся кем-то, кто, как казалось на тот момент, наиболее подходил ситуации. Развитие масс-медиа расширило подход к притворству: зачем симулировать отдельные жесты в коммуникациях, когда можно через подражание образу персонажа так же принять участие в коммуникациях?
У сознательного самообмана есть минусы - ложь дорого стоит, поскольку требует активной рабочей памяти о всех аспектах. Если вы представлялись людям как "горячий энтузиаст с огнём в глазах", то вы будете отыгрывать эту роль и ненавидеть обратно пропорционально (особенно, если эта роль вам не соответствует).
Повышенный самоконтроль приводит к когнтивной усталости (
https://www.researchgate.net/publication/304582613_Pe..), поэтому чем лучше человек скрывает свои потребности и эмоции, тем больше он становится "человеком-функцией" (притом не самой эффективной http://www.pnas.org/content/113/10/2621.short).
Своего рода контратакой против таких притворщиков будет работа, процесс единения навыков и ресурсов ради одной цели. Кроме того, "человек-функция" полезен на первых порах, поскольку исполнителен (пока не выгорит и не сбежит. Ведь усталость это стресс, требующий восстановления
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4437828/). Отличия с нарциссами лишь в том, что длительное притворство не требует, чтобы игру этого человека оценили (как у нарциссов).

Обман и самообман, страхи, рефлексивное самокопание относительно личности и жизни, нежелание приложить усилия для изменения ситуации (ввиду нежелания/неспособности/неумения ставить долгосрочные цели) приводит к некоему кризису подлинности, аутентичности. Поскольку прелесть любой манипуляции в том, что даже если вы её обнаружили - вы потратите энергию на распознавание и принятие этого факта (мной манипулирует этот человек, это плохо), просто в будущем у вас будет сознательный или бессознательный аргумент против коммуникации с манипулятором.
А если кругом потенциальные враги и обман, все используют всех и всегда выискивается выгода - потребность в искренности, в коммуникациях, из которых можно извлечь обоюдную пользу, возрастает. И это также используют. Поэтому катарсис является тем самым Граалем в терапии, в допросах и любой целенаправленной коммуникации. (Из практики допросов. Эссе для передачи опыта.
https://vk.com/wall-62262331_7947)

В этом ключе даже интересно проанализировать возросшую было популярность на клауд-рэп в мире, упор в котором делается преимущественно на атмосферность музыки. Преобладающие ноты холодности и отчужденности, ритмика музыки, схожая с эффектом заторможенности, вызываемым приёмом психоактивных препаратов. Аристотель считал, что музыка- лучший инструмент для достижения катарсиса, доведения до высшей степени психического переживания. А после всегда наступает облегчение (Прослушивание эмоционально грустной музыки облегчает такое же настроение https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4038858).
Поэтому в данном ключе можно предположить, что популярность атмосферно-отчужденной музыки связана с потребностью облегчить переживаемое одиночество и отчужденность.