Найти тему
Калуженина Алиса

Делаете бизнес план по 5 месяцев в году? Пора это менять.

Работа экономистов на 99% предприятий сводится к формированию бюджета, его корректировкам и закрытию отчетности.

Это рутинные, по большей части механические процессы, которые мало увлекают экономистов и делают нашу жизнь серой и монотонной.

Многие из нас уже забыли, что наша профессия - творческая. Цель нашей профессии - анализ. Анализ - это интересно, это каждый день по-разному. Чтобы анализировать бизнес,

- нужно включать мозг и не мыслить по шаблону.

- нужно использовать и теоретические знания по микроэкономике,

- и решать системы уравнений (да, те из нас, кто и правда занят анализом, зачастую решают уравнения),

- нужно понимать бизнес, в котором работаешь,

- и каждая решаемая задача приводит к все более глубокому пониманию бизнеса, знанию своего предприятия, всех его функций и это очень приятно.

Такую работу невозможно не любить.

Кроме того, работа таких экономистов приносит предприятиям прибыль, потому что в результате анализа экономист получает информацию, которая нужна управленцам. Управленцы, сотрудничая с такими экономистами, принимают классные решения и предприятие зарабатывает деньги.

Поэтому такие экономисты становятся лидерами на предприятиях, их уважают и с ними сотрудничают блоки продаж и производства. Такие экономисты имеют высокие зарплаты и премии, и довольны своей работой.

К сожалению, так работает лишь небольшое число экономистов сейчас в России.

Я работаю в блоках экономики и финансов производственных предприятий 15 лет, а последние 8 лет руковожу экономической функцией. И на трех предприятиях где я работала, мне приходилось тащить функцию по пути от механической работы с отчетностью к аналитической работе. Все мой друзья – экономисты с такой же судьбой. Все экономисты, которые приходили ко мне на собеседования (а их сотни, потому что приходится менять команду, чтобы сделать из экономического блока аналитиков) рассказывают о тех же проблемах. Поэтому скорее всего я не ошибаюсь в своей оценке.

Например, мой последний работодатель Газпромнефть два года назад инициировал проект по реформированию процесса бюджетирования. Вообще, давно было пора, потому что процесс бюджетирования уже давно превратился в монстра длинной в 8 месяцев. И все оптимизации процесса, которые работали в дочерних обществах (например, в моем), были малоэффективны, так как являлись частью большого неэффективного процесса.

Приходите на наш бесплатный вебинар но бюджетированию. Мы заставим вас посмотреть на вашу работу с другой стороны. Мы расскажем о своей практике сокращения процесса до 2 недель. Интенсив пройдет 28 марта 2019 в 20.00 МСК. Зарегистрироваться.

С какой стороны, на мой взгляд, стоит браться за эту задачу? Согласно моей практике тут три основных аспекта.

- Оптимизация методологии бюджетирования, и здесь нужно вспомнить классическую схему бюджетов и найти свои пробелы. Бюджетные модели, используемые сейчас на российских предприятиях, не выдерживают такой простой проверки. В них обычно потеряны огромные куски. Например, бюджет затрат никогда не бывает классически связан с бюджетом покупок. И мы никогда не делаем логично связанный с исходными данными баланс. И в результате коряво планируем налоги и не оптимизируем их.

- Оптимизация работы с данными, и тут пора приобщиться к цифровизации и научиться работать с базами данных. Я ни в коем случае не призываю ввязываться опять в проекты автоматизации. Наоборот, я считаю, что каждый плановый отдел должен сначала сделать хорошую полную современную модель в excel, проработать в ней год. И, если сбор всего бизнес-плана в этой модели будет происходить за 3 часа, только тогда можно приступать к автоматизации. Да, я полностью уверена, что цифровизация – это в первую очередь логика, математика и данные, а не программное обеспечение. И 90% экономистов не умеет работать в excel. Проверьте себя: если у вас бюджетная модель состоит из кучи файлов, связанных прямыми ссылками – вы не используете ексель по назначению, погуглите olap.

- Реинжиниринг процесса бюджетирования. Процесс, который формировался эволюционным путем в течение лет 20 на вашем предприятии гарантированно содержит в себе огромное количество атавизмов – лишние шаги и подпроцессы, лишние участники и объекты. Наши задачи – это оптимизация взаимодействия с людьми, сокращение уровней согласований, повышение экономических компетенций и ответственности ЦФО.