©, Оля Тихонова, 2019
Месяц назад два министра (Культуры и Образования) озадачили нас намерением ввести «Культурные нормативы для школьника». Эта инициатива породила массу вопросов со стороны родителей и вызвала раздражение среди учительского сообщества.
Часть этих вопросов и сомнений в необходимости введения очередной «обязаловки» я изложила в статье Министры-затейники с инициативой: "Культурные нормативы для школьника"
Судя по количеству случаев незаконного копирования текста, статья получилась удачной.
Однако с момента написания материала меня не покидало ощущение недоговоренности и неразрешенного противоречия:
- с одной стороны, Я КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ нормированного «окультуривания»,
- с другой стороны, будучи горячей поклонницей искусств, Я УБЕЖДЕНА, что детей надо приучать к культуре как к горшку!
Я почувствовала, что необходимо вернуться к теме. Может быть даже провести небольшое расследование, чтобы понять «откуда ноги растут» у этой сомнительной инициативы.
То, что анонсировали министры: межведомственный проект под названием «Культурные нормативы для школьника» с детской отчетностью по проекту в форме бумажного или электронного дневника «окультуривания» - выглядело бредово и наводило на мысль, что идея принадлежит не им, а лишь заимствована у кого-то и перелицована на бюрократический лад.
Чем больше я об этом думала, тем сильнее меня захватывало желание найти первоисточник.
Достаточно быстро (все источники доступны), я выяснила, что за 10 дней до публичных заявлений министров, в Москве проходила встреча Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко с руководителями детских театров России, на которой выступал* Олег Васильевич Ягов - Заместитель председателя Правительства Пензенской области с докладом об опыте реализации региональной Концепции культурного просвещения детей и молодежи, принятой в Пензенской области в 2017 году.
*выступление доступно по ссылке, смотреть с 1:21:30
Из его выступления я узнала, что в рамках этой Концепции в области реализуются шесть или восемь базовых региональных проектов:
«Культурная суббота» - 9 суббот в учебном году, в которые школьники с учителями и родителями принимают участие в интерактивных уроках в музее, осматривают достопримечательности и знакомятся с новыми экспозициями; детей из отдаленных поселков области на эти мероприятия возит школьный автобус. Ради этого учебный план был специально скорректирован и уроки в «Культурную субботу» отменены!
«Вагон знаний» - совместный проект с Самарской областью и РЖД, в рамках которого дети из соседних областей путешествуют по железной дороге и в ходе поездки у них проходят уроки Географии, Краеведения, Истории, творческие мастер-классы, интерактивные игры; дети приезжают в соседнюю область и там посещают местные театры и музеи.
«Культурная палитра 58 региона» - поездки детей в дни школьных каникул по значимым культурным объектам области в рамках специально созданных туристических маршрутов.
«Театральный дебют» - конкурс и фестиваль школьных театров.
«Культурный автобус» - демонстрация короткометражных фильмов о жизни родного края в школьных автобусах.
«Культурный дневник школьника Пензенской области» - фиксация впечатлений в специальной изданной (на бюджетные средства) рабочей тетради.
Заметьте, проект «Культурный дневник школьника» - лишь ОДНА ИЗ составных частей Концепции, в которой ни о каких «нормативах» речь не идет.
Если внимательно приглядеться к Концепции «мягкого культурного просвещения детей» (цитирую Олега Ягова), то можно увидеть не только ее стройность и логичность, но разумность и гуманность.
Кроме того, как педагог, я обнаруживаю грамотную методическую проработку Концепции, что в разы увеличивает ее ценность.
*интервью о "Концепции культурного просвещения детей и молодежи" с Олегов Васильевичем Яговым доступно по ссылке, смотреть с 15:30
Интервью рекомендую к просмотру хотя бы потому, что в нем вы увидите умного человека на государевой службе - что, согласитесь, большая редкость в наши дни! Я даже скажу больше, Ягов - это образец того, как должен думать и поступать Министр Культуры РФ.
Для меня ключевой в этом интервью Олега Васильевича стала фраза: «Мы же все проекты не просто с потолка брали, а в результате анализа...».
В сравнении с другими проектами Концепции «Культурный дневник» занимает скромную роль - это ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ методическое средство.
Что меня совершенно покорило, так это ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ отзыв родителя пензенского школьника о «Культурном дневнике».
Согласно отзыву, он («Дневник...») и неожиданный, и красочный, и информативный, и интересный, и полезный. И к тому же бесплатный, изданный на бюджетные средства, для 119 тысяч школьников.
Однако повторюсь, «Культурный дневник» - это ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ методическое средство.
Но именно «Культурный дневник» произвел на наших министров наибольшее впечатление!
Не вся Концепция целиком, не ключевые ее моменты - «Культурная суббота», «Вагон знаний» или школьные театры - нет, именно «Культурный дневник»!
Смешно, право слово!
Вся эта ситуация напоминает мне индийскую басню о слоне, в которой слепые мудрецы взялись его изучать, а закончили тем, что "...состоит отныне слон из одного хвоста!" (смешную басню в разных переводах можно прочитать здесь).
Стоит ли этому удивляться?
Олег Васильевич (даром, что ныне чиновник) удивился и даже попытался как-то оправдать господ министров, но я - нет. И не удивилась и оправдывать не хочу!
Вся наша современная система образования заточена под «бумажку ради бумажки». При виде очередной возможности произвести на свет новую «бумажку» наши министры теряют волю и утрачивают остатки здравого смысла.
Вот и теперь, вместо распространения пензенской Концепции культурного просвещения, они будут активно распространять во всех регионах страны опыт пензенского «Культурного дневника» - её «слоновий хвост».
Министры-затейники с инициативой: "Культурные нормативы для школьника"
Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора.
Подписывайтесь на мой канал Оля Тихонова в Дзене Спасибо!