Найти тему
Культуролог

О чем говорит "Трапеза" Перова

Сегодня я хочу рассказать вам еще одну интерпретацию известной картины Василия Перова "Трапеза" или как ее называют иначе "Монастырская трапеза".

Перов задумывал эту работу еще в 1861 году, начал писать в 1865, а закончил аж в 1876 . В итоге получается, что писалась картина 11 лет. Существует мнение, что Перов специально работал так долго, потому что хотел вложить в полотно некий максимально глубокий смысл. Однако, это связано прежде всего с государственной реакцией на слишком либеральные мысли современной на тот момент интеллигенции, например, арест Чернышевского.

На первый взгляд картина может показаться антиклерикальной и многие действительно так думают. В подтверждение своей позиции они сразу приводят передний план картины, где священники весьма нескромно трапезничают, слева видно, что один из братии подгоняет слугу открыть очередную бутылку вина, а если чуть сместиться в право, то заметно как остальные веселятся, пьянствуют, а один святой отец даже собирает остатки еды себе в кулек, несмотря на то, что в правом нижнем углу картины сидит действительно нуждающаяся женщина с ребенком. Еще справа заметна эффектная дама в розовом платье. Ее очень мило пытается усадить за стол очередной служитель Богу, однако влиятельной особе пиршество такого формата совсем не по душе. Также приверженцы данной теории приводят в качестве доказательства другие подобные работы Перова такие как: "Чаепитие в Мытищах", "Сельский крестный ход на Пасхе". В целом, такой анализ находит отклик у людей, которые начинают знакомиться с творчеством художника, потому что вот вроде даже и факты говорят сами за себя, и биография способствует установлении такого взгляда начиная от того, что Перов был незаконно рожденный и заканчивая знакомством с Достоевским. Но, без сомнений эта точка зрения неправильная и сейчас будет попытка это доказать.

Во-первых, я хочу обратить ваше внимание на задний план картины. Если хорошо приглядеться, то заметно, что там присутствует еще один стол, он совершенно пустой и там тоже сидят служители храма, они с осуждением смотрят на пирующих. Только один священник держит чашу, что в ней - разглядеть трудно, но возможно там всего лишь вода. Немного смещаясь в право, мы видим, как священник читает вслух Библию и его лицо обращено к распятому Иисусу Христу. Вокруг проповедника стоят слушатели это представители среднего класса, обозначу это забегая вперед. Также, чуть выше мы можем заметить летящую птицу это однозначно присутствие Бога. Отмечу, что свет из окна падает только на задний план полотна.

Во-вторых, следует внимательно осмотреть стены трапезной. Там присутствуют четыре надписи, две из них я разглядел. Первая надпись гласит: "Не судите, да не судимы будете". Это скорее всего послание к осуждающим монахам. На второй написано: "Лазарь выйди вон". Отсылка к Библии, где Иисус воскресил Лазаря, которого уже оплакали. Это послание адресовано всему обществу в целом, намекая на то, что для Бога нет ничего невозможного.
Центральная фигура картины - это конечно же распятый Иисус, который наблюдает за всем.

Таким образом, мы имеем, что это полотно совсем не о церкви, а об обществе. Хорошо прослеживается бинарная оппозиция- с одной стороны бедные, с другой богатые, праведные и неправедные. Всегда попадаются люди, которые думают только о собственном благополучии, это конечно отрицательная черта нашего несовершенного общества. Также стоит отметить, что Перов был представителем Реализма, а в стиле Реализма ключевой особенностью было показ и критика пороков общества. Надеюсь, данная точка зрения имеет место быть.
Спасибо за внимание!