Добрый день, Уважаемые читатели! Предлагаю к прочтению скрытый смысл в портретах Веласкеса.
Хосе Ортега-и-Гассет писал: «Веласкес родился в 1599 году, Рибера в 1591, Сурбаран в 1598, Алонсо Кано в 1601, Ван Дейк в 1599. Все эти знаменитые мастера кисти принадлежат к одному поколению. Разумеется, нашего художника надлежит представлять именно в этой среде - своего рода фауне кисти. Облик художника следует представлять в контексте той эпохи, в которой он жил. Эпоха Веласкеса – это перелом в истории живописи, а также точка пересечения европейской и испанской культуры»[1].
Как известно, Веласкес величайший живописец не только Испании, но и всего мира. Его вклад в развитие живописи неоценим, однако, его жизнь одна из наиболее заурядных. Если мы возьмём во внимание историческую важность этого человека, то мы придём к выводу, что сведений о его жизненном пути, которые мы имеем, недостаточно. Однако, суть заключается в том, что имея даже такие скудные факты, вполне реально приблизиться к подлинной истории этого человека. Считается, что за всю жизнь с ним произошло только одно особое событие, которое, кстати, подтверждено – это назначение его в 1623 году придворным художником. Далее его жизнь достаточно однообразна, за исключением двух путешествий в Италию и проживание в Мадриде рядом с Рубенсом[2].
Полотна Веласкеса спокойны и бесстрастны. Веласкес – великий портретист, так как он сделал портрет основополагающим принципом живописи, а не просто писал его. Важно отметить, что до 17 века портрет не считался живописью. Его задачей было перенести на холст реальность, сделав ее при этом ирреальной, то есть превратить повседневность в источник удивления. Он реалист, потому что он изображает то, что есть в повседневной жизни, но при этом не копирует ее, а заимствует некоторые элементы. Для него важными в написании картин являются человеческие фигуры и вещи, то есть объекты, а не сама композиция, которым он оставляет их природное изящество. Веласкес был противником придавать вещам совершенство, которым они не обладают. Особенностью портретов Веласкеса является появления объектов как-то неожиданно, вдруг, что создает их загадочность и таинственность. Он изображал портеры мгновения.
Например, рассмотрим картину «Продавец воды в Севилье», где изображены три фигуры – два глиняных сосуда, кувшин и бокал с водой. Переда нами совокупность портретов. Неверно считать, что портретом может быть только изображение людей или животных. Картину можно считать портретом тогда, когда художник изображает индивидуальность объекта, делая его уникальным и единственным. Это полотно помимо портеров кувшина, чаши, глиняной посуды заключает в себе портреты задумчивого мальчика, старого водоноса и еще одного персонажа на заднем плане, допивающего свой бокал. Темный фон этой картины лишен глубины и будто безвоздушен.
Один из сохранившихся портретов – «Мужской портрет». На нем изображен персонаж в гофрированном воротнике, но это не жабо. Вероятно, портрет был создан около 1623 года, когда такие воротники были запрещены. Для этой картины характерны: точность черт лица и резкая светотень.
Одним из величайших творений Веласкеса является «Конный портрет герцога де Оливареса». В нем видны все атрибуты стиля барокко[3] – массивная лошадь, стоящая дыбом, огромное тело герцога, большая шляпа, пышный наряд.
На картине четко видна диагональ, пересекающая плоскость холста и уходящая вглубь картины. Простой пейзаж способствует расширению пространства картины. Рассеянный и мягкий свет дополняет картину. Динамизм придает наклонное положение фигуры и изображения граф-герцога со спины. Этот портрет можно назвать историческим, так как на нем изображен самый влиятельный человек Испании на то время.
В портрете «Гаспара де Гусмана, герцога Оливареса», написанного в 1624 году, изображен мощный и грозный кавалер, положивший руку на стол, покрытый красной бархатной тканью - символ власти, основанной на крови людей и роскоши.
В 1634 году художник пишет «Конный портрет королевы Изабеллы Бурбонской», дочери Марии Медичи. Она изображена сидящей в царственной позе на белоснежной лошади, украшенной расшитой попоной. На заднем плане изображена природа Испании. Королева держит узду, готовясь хлестнуть ей лошадь.
В 1638 году он пишет портрет юного герцога де Модена, который обладал редкой мужской красотой. Его лицо изображено в три четверти, при этом просто и точно. Чтобы не отвлекать внимания от лица, кираса написана в темных тонах.
Нахождение Веласкеса у королевского двора сформировало у него обязанность писать портреты королевской семьи[4]. Диего Веласкес написал огромное количество портретов своего покровителя, около тридцати четырех.
Например "Портрет короля Филиппа IV" 1628 года в полный рост относится к раннему периоду творчества художника. Как известно современники Испании считали, что стоит прийти к власти человеку наделённому способностями, силой и мужеством, то тогда Испания снова обретёт могущество. Частые кризисы, неудачные войны и экономические проблемы- все это может решить новый монарх. Испания рассчитывала на Филиппа IV. Скорее всего Веласкес понимал значимость создания образа подобного человека, поэтому, изображая короля, он стремился отразить его силу и могущество. На полотне король предстаёт во весь рост, его немного вытянутая фигура заполняет большую часть картины. Одна рука лежит на шпаге, этим художник хочет сказать, что Филипп имеет силу и могущество, а другая рука держит лист бумаги, возможно прошение- это означает, что он имеет власть, а бумага это образ закона. С другой стороны белый лист имеет композиционное значение: образуя почти равный треугольник, он создаёт цветовой противовес лицу и белому жабо, таким образом, немного облегчая нижнюю часть фигуры. Справа на столе, мы можем наблюдать шляпу, лежащую тульем вверх, скорее всего, художник намекает на отличительный ум и разум Филиппа IV. Общая гамма цветов полотна довольно строга и сдержана: чёрный костюм с плащом, белые манжеты и воротник. На ленте присутствует почти незаметное золотое украшение. Приглушённый тон выдержан в бежево-золотистых красках, боковое освещение позволяет лучше разглядеть качество ткани. Вся работа призвана придать как можно больше значимости монарха, не отвлекаясь на мелкие детали. Вытянутое лицо с выступающей челюстью - отличающаяся семейная черта Габсбургов, большой нос, полные и выпирающие губы, серые глаза- все это создаёт выражение гордости, равнодушия и отрешённости. Даже едва заметная улыбка не отразилась в глазах монарха. Также в картине можно наблюдать жёсткость линий, характерную для раннего периода творчества художника.
Живя во дворце, Веласкесу приходилось писать то, что он видел, в том числе карликов, шутов и разных безумцев, которых держал во дворце Филипп IV. Так как они особо не были заняты, они были частыми гостями в мастерской художника, являясь для него идеальной моделью. С помощью кисти Веласкес старался передать их простое человеческое существование, превращая их уродство в достоинство. Все карлики у художника выразительны и интересны.
«Портрет карлика Эль Примо» отмечает его мудрое и печальное лицо. Он облачен в костюм вельможи, что говорит о его благородном происхождении. Художник изобразил его с книгами, так как тот нес службу в королевской канцелярии. Всех шутов Веласкес писал правдиво, без прикрас. Неоднозначным можно назвать портрет «дона Хуана Калабасаса». Он изображен сгорбившимся с погремушками, являющимися атрибутом глупости. Другое название работы «Эль бобо», что означает дурак. Особенно сильное впечатление производит портрет «дона Себастьяна дель Морра», на котором изображен безрукий карлик с большой головой и короткими ногами, смотрящий на зрителя умным взглядом образованного человека. На его плечах королевская накидка.
«Менины» - одно из гениальных творений Веласкеса. Эта картина увековечивает повседневную сцену придворной мастерской художника. На полотне изображены король и королева, отражающиеся в зеркале, принцесса и фрейлины, ухаживающие за ней, два карлика, веселящие юных дам, сеньора в монашеском одеянии и гвардадамас, наблюдающий за группой детей. В глубине картины виден мужчина, открывающий дверь, сквозь которую пробивается солнечный свет.
Эта работа пример повседневности. Во дворце эту картину называли «Семья», но имели в виду не только детей с родителями, но и слуг. В центре картины - инфанта Маргарита в бело-золотом платье, со светлыми волосами и прозрачной кожей, это придает картине воздушность и прозрачность. Именно от самих фигур исходит воздушность в картинах Веласкеса, а не от окружающей среды[5].
Пространство картины пропитано воздухом и заполнено вещами, при этом оно реально. В этой работе преобладает «натурализм», который состоит в нежелании придавать вещам большой вес и делать их рельефными. Пространственного удаления он добивается выстраиванием отдельных планов. Обычно их три – задний, передний и темный, образованный затемненными силуэтами.
Спасибо за внимание! Ссылки на литературу представлены ниже.
[1] Ортега- и -Гассет Х. Веласкес. Гойя. М., 1997. С. 7.
[2]Якимович. А. К. Художник и дворец: Диего Веласкес. М., 1998. С. 123.
[3]Гнедич П.П. История искусств. Западноевропейское барокко и классицизм. Спб., 2006. С.117.
[4]Якимович А. К. Портреты Диего Веласкеса. М., 2000. С. 169-174.
[5]Котова Ю.Ю. Музей Прадо. Мадрид, 2009. С. 56-57.