Найти тему
Культуролог

Секретные данные в портретах Веласкеса

Добрый день, Уважаемые читатели! Предлагаю к прочтению скрытый смысл в портретах Веласкеса.

Хосе Ортега-и-Гассет писал: «Веласкес родился в 1599 году, Рибера в 1591, Сурбаран в 1598, Алонсо Кано в 1601, Ван Дейк в 1599. Все эти знаменитые мастера кисти принадлежат к одному поколению. Разумеется, нашего художника надлежит представлять именно в этой среде - своего рода фауне кисти. Облик художника следует представлять в контексте той эпохи, в которой он жил. Эпоха Веласкеса – это перелом в истории живописи, а также точка пересечения европейской и испанской культуры»[1].
Как известно, Веласкес величайший живописец не только Испании, но и всего мира. Его вклад в развитие живописи неоценим, однако, его жизнь одна из наиболее заурядных. Если мы возьмём во внимание историческую важность этого человека, то мы придём к выводу, что сведений о его жизненном пути, которые мы имеем, недостаточно. Однако, суть заключается в том, что имея даже такие скудные факты, вполне реально приблизиться к подлинной истории этого человека. Считается, что за всю жизнь с ним произошло только одно особое событие, которое, кстати, подтверждено – это назначение его в 1623 году придворным художником. Далее его жизнь достаточно однообразна, за исключением двух путешествий в Италию и проживание в Мадриде рядом с Рубенсом[2].

Полотна Веласкеса спокойны и бесстрастны. Веласкес – великий портретист, так как он сделал портрет основополагающим принципом живописи, а не просто писал его. Важно отметить, что до 17 века портрет не считался живописью. Его задачей было перенести на холст реальность, сделав ее при этом ирреальной, то есть превратить повседневность в источник удивления. Он реалист, потому что он изображает то, что есть в повседневной жизни, но при этом не копирует ее, а заимствует некоторые элементы. Для него важными в написании картин являются человеческие фигуры и вещи, то есть объекты, а не сама композиция, которым он оставляет их природное изящество. Веласкес был противником придавать вещам совершенство, которым они не обладают. Особенностью портретов Веласкеса является появления объектов как-то неожиданно, вдруг, что создает их загадочность и таинственность. Он изображал портеры мгновения.

"Продавец воды в Севилье"
"Продавец воды в Севилье"

Например, рассмотрим картину «Продавец воды в Севилье», где изображены три фигуры – два глиняных сосуда, кувшин и бокал с водой. Переда нами совокупность портретов. Неверно считать, что портретом может быть только изображение людей или животных. Картину можно считать портретом тогда, когда художник изображает индивидуальность объекта, делая его уникальным и единственным. Это полотно помимо портеров кувшина, чаши, глиняной посуды заключает в себе портреты задумчивого мальчика, старого водоноса и еще одного персонажа на заднем плане, допивающего свой бокал. Темный фон этой картины лишен глубины и будто безвоздушен.

«Мужской портрет»
«Мужской портрет»

Один из сохранившихся портретов – «Мужской портрет». На нем изображен персонаж в гофрированном воротнике, но это не жабо. Вероятно, портрет был создан около 1623 года, когда такие воротники были запрещены. Для этой картины характерны: точность черт лица и резкая светотень.

«Конный портрет герцога де Оливареса»
«Конный портрет герцога де Оливареса»
Одним из величайших творений Веласкеса является «Конный портрет герцога де Оливареса». В нем видны все атрибуты стиля барокко[3] – массивная лошадь, стоящая дыбом, огромное тело герцога, большая шляпа, пышный наряд.

На картине четко видна диагональ, пересекающая плоскость холста и уходящая вглубь картины. Простой пейзаж способствует расширению пространства картины. Рассеянный и мягкий свет дополняет картину. Динамизм придает наклонное положение фигуры и изображения граф-герцога со спины. Этот портрет можно назвать историческим, так как на нем изображен самый влиятельный человек Испании на то время.

«Портрет Гаспара де Гусмана, герцога Оливареса»
«Портрет Гаспара де Гусмана, герцога Оливареса»

В портрете «Гаспара де Гусмана, герцога Оливареса», написанного в 1624 году, изображен мощный и грозный кавалер, положивший руку на стол, покрытый красной бархатной тканью - символ власти, основанной на крови людей и роскоши.

«Конный портрет королевы Изабеллы Бурбонской»
«Конный портрет королевы Изабеллы Бурбонской»

В 1634 году художник пишет «Конный портрет королевы Изабеллы Бурбонской», дочери Марии Медичи. Она изображена сидящей в царственной позе на белоснежной лошади, украшенной расшитой попоной. На заднем плане изображена природа Испании. Королева держит узду, готовясь хлестнуть ей лошадь.

«Портрет юного герцога де Модена»
«Портрет юного герцога де Модена»

В 1638 году он пишет портрет юного герцога де Модена, который обладал редкой мужской красотой. Его лицо изображено в три четверти, при этом просто и точно. Чтобы не отвлекать внимания от лица, кираса написана в темных тонах.

Нахождение Веласкеса у королевского двора сформировало у него обязанность писать портреты королевской семьи[4]. Диего Веласкес написал огромное количество портретов своего покровителя, около тридцати четырех.

"Портрет короля Филиппа IV"
"Портрет короля Филиппа IV"

Например "Портрет короля Филиппа IV" 1628 года в полный рост относится к раннему периоду творчества художника. Как известно современники Испании считали, что стоит прийти к власти человеку наделённому способностями, силой и мужеством, то тогда Испания снова обретёт могущество. Частые кризисы, неудачные войны и экономические проблемы- все это может решить новый монарх. Испания рассчитывала на Филиппа IV. Скорее всего Веласкес понимал значимость создания образа подобного человека, поэтому, изображая короля, он стремился отразить его силу и могущество. На полотне король предстаёт во весь рост, его немного вытянутая фигура заполняет большую часть картины. Одна рука лежит на шпаге, этим художник хочет сказать, что Филипп имеет силу и могущество, а другая рука держит лист бумаги, возможно прошение- это означает, что он имеет власть, а бумага это образ закона. С другой стороны белый лист имеет композиционное значение: образуя почти равный треугольник, он создаёт цветовой противовес лицу и белому жабо, таким образом, немного облегчая нижнюю часть фигуры. Справа на столе, мы можем наблюдать шляпу, лежащую тульем вверх, скорее всего, художник намекает на отличительный ум и разум Филиппа IV. Общая гамма цветов полотна довольно строга и сдержана: чёрный костюм с плащом, белые манжеты и воротник. На ленте присутствует почти незаметное золотое украшение. Приглушённый тон выдержан в бежево-золотистых красках, боковое освещение позволяет лучше разглядеть качество ткани. Вся работа призвана придать как можно больше значимости монарха, не отвлекаясь на мелкие детали. Вытянутое лицо с выступающей челюстью - отличающаяся семейная черта Габсбургов, большой нос, полные и выпирающие губы, серые глаза- все это создаёт выражение гордости, равнодушия и отрешённости. Даже едва заметная улыбка не отразилась в глазах монарха. Также в картине можно наблюдать жёсткость линий, характерную для раннего периода творчества художника.

Живя во дворце, Веласкесу приходилось писать то, что он видел, в том числе карликов, шутов и разных безумцев, которых держал во дворце Филипп IV. Так как они особо не были заняты, они были частыми гостями в мастерской художника, являясь для него идеальной моделью. С помощью кисти Веласкес старался передать их простое человеческое существование, превращая их уродство в достоинство. Все карлики у художника выразительны и интересны.

«Портрет карлика Эль Примо»
«Портрет карлика Эль Примо»
«Портрет дона Хуана Калабасаса»
«Портрет дона Хуана Калабасаса»
портрет «дона Себастьяна дель Морра»
портрет «дона Себастьяна дель Морра»

«Портрет карлика Эль Примо» отмечает его мудрое и печальное лицо. Он облачен в костюм вельможи, что говорит о его благородном происхождении. Художник изобразил его с книгами, так как тот нес службу в королевской канцелярии. Всех шутов Веласкес писал правдиво, без прикрас. Неоднозначным можно назвать портрет «дона Хуана Калабасаса». Он изображен сгорбившимся с погремушками, являющимися атрибутом глупости. Другое название работы «Эль бобо», что означает дурак. Особенно сильное впечатление производит портрет «дона Себастьяна дель Морра», на котором изображен безрукий карлик с большой головой и короткими ногами, смотрящий на зрителя умным взглядом образованного человека. На его плечах королевская накидка.

«Менины»
«Менины»

«Менины» - одно из гениальных творений Веласкеса. Эта картина увековечивает повседневную сцену придворной мастерской художника. На полотне изображены король и королева, отражающиеся в зеркале, принцесса и фрейлины, ухаживающие за ней, два карлика, веселящие юных дам, сеньора в монашеском одеянии и гвардадамас, наблюдающий за группой детей. В глубине картины виден мужчина, открывающий дверь, сквозь которую пробивается солнечный свет.

Эта работа пример повседневности. Во дворце эту картину называли «Семья», но имели в виду не только детей с родителями, но и слуг. В центре картины - инфанта Маргарита в бело-золотом платье, со светлыми волосами и прозрачной кожей, это придает картине воздушность и прозрачность. Именно от самих фигур исходит воздушность в картинах Веласкеса, а не от окружающей среды[5].

Пространство картины пропитано воздухом и заполнено вещами, при этом оно реально. В этой работе преобладает «натурализм», который состоит в нежелании придавать вещам большой вес и делать их рельефными. Пространственного удаления он добивается выстраиванием отдельных планов. Обычно их три – задний, передний и темный, образованный затемненными силуэтами.

Спасибо за внимание! Ссылки на литературу представлены ниже.

[1] Ортега- и -Гассет Х. Веласкес. Гойя. М., 1997. С. 7.

[2]Якимович. А. К. Художник и дворец: Диего Веласкес. М., 1998. С. 123.

[3]Гнедич П.П. История искусств. Западноевропейское барокко и классицизм. Спб., 2006. С.117.

[4]Якимович А. К. Портреты Диего Веласкеса. М., 2000. С. 169-174.

[5]Котова Ю.Ю. Музей Прадо. Мадрид, 2009. С. 56-57.