Жанр ужасов в последние годы переживал не лучшие времена. Нет, безусловно, выходят и отличные ленты вроде «Оно» или «Прочь», запустившее настоящее переосмысление жанра, но в остальном... чувствуется кризис. И одна из его причин — избитые штампы, о которых мы и поговорим.
1. Проклятый старый дом
Первый и главный сюжетный элемент огромного количества фильмов ужасов. Персонажи переезжают в новый дом, но начинают замечать массу странностей... Честно, кино с такой фабулой (особенно в «новой волне») настолько много, что проще перечислить те, что решили от нее отойти.
2. Питомцы умирают первыми
Мы готовы поспорить — вам тут же вспомнился фильм, где какую-нибудь собаку убили в первые пятнадцать минут фильма. Нам вот тут же вспомнилось «Заклятие», но в хоррорах это уже давно стало чем-то вроде закона: если у семьи есть пёс, то ему осталось ну совсем-совсем недолго.
Вроде бы ход и логичный — сложно придумать лучший способ для того, чтобы показать приближающуюся смертельную опасность. Но ощущение, что лимит использования этого тропа в кино уже сильно превышен, и к этому моменту он вызывает только раздражение. Ну, и немного грусти.
3. Смертельная опасность? Самое время разделиться!
Вспомните, сколько раз вы смачно хлопали себя ладонью по лбу, когда попавшие в серьезно опасную для жизни ситуацию герои решают разделиться. И как часто это приводило к тому, что кого-то из них потом находили по частям.
Серьезно, это уже глупость, которую ну крайне сложно объяснить чем-то, кроме самой обыкновенной сценарной лени. Хотя этот ход мог бы иметь смысл, если бы компашка атакованных маньяком/зверем/пришельцем/потусторонней сущностью (нужное подчеркнуть) состояла из самоубийц, но мы пока такого не встречали. Интересно бы было взглянуть...
4. Инстинкт самосохранения? Не, не слышали
Темная комната, из которой доносятся странные звуки? Зайти, даже не удостоверившись, что дверь за спиной не закроется. Глубокий подвал, чердак, пещера? Героям хоррора нужно залезть куда угодно, и обязательно в полном одиночестве.
У научно-фантастического поджанра ужасов свой вид кретинизма: нужно попробовать непробуемое, подышать там, где дышать ненужно и опасно... Сразу вспоминается «Прометей», в котором все герои — вроде как, прошедшие отбор профессионалы, однако ведут себя как дети без намека на желание жить, не то что на профессионализм.
5. Дети-страшилки
Вроде бы, логично: дети очень восприимчивые, и вполне можно предположить, что на них всякие потусторонние силы будут влиять сильнее остальных. Да и детский образ создает отличный контраст.
Но опять же — получивший начало еще в далекие 80-е с «Сиянием», этот тренд не переставал существовать и явно давно превысил свой «лимит использований»,
Кстати, демонизация всяких детских атрибутов — кукол («Аннабель»), музыкальных шкатулок («Заклятие»), клоунов в конце концов («Оно»), — тоже интересная тенденция. Надоесть еще, вроде бы, не успела, но... при неизобретательности киноделов это явно ненадолго.
А какие хоррор-штампы наскучили вам? Расскажите в комментариях!
Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской! Вам не сложно, нам приятно!
До новых книг!
Ваш Book24