Каждый кто хоть раз видел огромные гражданские авиалайнеры, замечали снаружи маленькую турбину в хвосте самолёта, но лишь некоторые знают что это такое.
Популярные предположения
1. Это третий двигатель, как ни странно если подумать, то почему бы и нет, тем более это похоже на двигатель.
2. Туда заливают топливо, вполне логичная теория, учитывая что это внешне напоминает трубу.
Что же это на самом деле...
Это ВСУ - вспомогательная силовая установка, с английского будет APU - Auxiliary Power Unit, в принципе первое предположение верно на 50%, это действительно маленький газотурбинный двигатель, правда он может выполнить все функции, кроме тяги.
Для чего он нужен?
Для начала надо вспомнить откуда самолёт берёт воздух в салон и электроснабжение, есть только два варианта;
1. Двигатель, он берёт воздух при работе и около 95% сжигается, а 5% идёт в салон, также за счёт сгорания топлива самолёт получает электричество.
2. Наземные службы, к самолёту можно подключить специальные генераторы, которые подключаются к самолёту и могут обеспечить его воздухом и электроэнергией, правда в полёте как ни странно таким способом не воспользоваться.
Так вот, чтобы запустить газотурбинный двигатель, нужно сначала открыть клапаны и обеспечить его воздухом для раскрутки турбины, сделать это можно при помощи двигателей, для этого и существует ВСУ.
ВСУ, которую в 99% случаев запуска самолёта, пилоты используют для запуска двигателей, она не может дать тягу, но с минимальной тратой топлива обеспечит самолёт электричеством и воздухом, она может направить воздух как в салон, так и в двигатели.
Когда клапаны открыты, а ВСУ запущена, можно запускать первый двигатель, но поочерёдности, т.к одной ВСУ не хватит воздуха для одновременного запуска двух двигателей.
Когда запущен один двигатель и ВСУ, можно запускать второй двигатель, при обеих запущенных двигателях, ВСУ уже не требуется, т.к вспомним, что ВСУ это тот же двигатель и с почти теми же функциями.
Обычно в целях экономии топлива, соответственно и денег, авиакомпании после запуска двигателей, требуют отключения ВСУ, хотя в некоторых исключительных случаях, ВСУ запущена на протяжении всего полёта.
Соответственно пилот может включить подачу воздуха в салон от двигателей, также как и электричество.
Как видите на этих скриншотах с авиасимулятора, APU присутствует во всех важных панелях.
Итог
Теперь вы знаете что это за турбина и для чего она нужна, ну а также вы узнали краткий курс по теме "подача воздуха и электроснабжение самолёта".