Найти тему

Что за маленький двигатель на хвосте гражданских самолётов?

Оглавление
APU.
APU.

Каждый кто хоть раз видел огромные гражданские авиалайнеры, замечали снаружи маленькую турбину в хвосте самолёта, но лишь некоторые знают что это такое.

Популярные предположения

1. Это третий двигатель, как ни странно если подумать, то почему бы и нет, тем более это похоже на двигатель.

2. Туда заливают топливо, вполне логичная теория, учитывая что это внешне напоминает трубу.

Что же это на самом деле...

Это ВСУ - вспомогательная силовая установка, с английского будет APU - Auxiliary Power Unit, в принципе первое предположение верно на 50%, это действительно маленький газотурбинный двигатель, правда он может выполнить все функции, кроме тяги.

APU без крышки.
APU без крышки.

Для чего он нужен?

Для начала надо вспомнить откуда самолёт берёт воздух в салон и электроснабжение, есть только два варианта;

1. Двигатель, он берёт воздух при работе и около 95% сжигается, а 5% идёт в салон, также за счёт сгорания топлива самолёт получает электричество.

2. Наземные службы, к самолёту можно подключить специальные генераторы, которые подключаются к самолёту и могут обеспечить его воздухом и электроэнергией, правда в полёте как ни странно таким способом не воспользоваться.

Так вот, чтобы запустить газотурбинный двигатель, нужно сначала открыть клапаны и обеспечить его воздухом для раскрутки турбины, сделать это можно при помощи двигателей, для этого и существует ВСУ.

ВСУ, которую в 99% случаев запуска самолёта, пилоты используют для запуска двигателей, она не может дать тягу, но с минимальной тратой топлива обеспечит самолёт электричеством и воздухом, она может направить воздух как в салон, так и в двигатели.

APU самолёта Airbus A320.
APU самолёта Airbus A320.

Когда клапаны открыты, а ВСУ запущена, можно запускать первый двигатель, но поочерёдности, т.к одной ВСУ не хватит воздуха для одновременного запуска двух двигателей.

Когда запущен один двигатель и ВСУ, можно запускать второй двигатель, при обеих запущенных двигателях, ВСУ уже не требуется, т.к вспомним, что ВСУ это тот же двигатель и с почти теми же функциями.

Обычно в целях экономии топлива, соответственно и денег, авиакомпании после запуска двигателей, требуют отключения ВСУ, хотя в некоторых исключительных случаях, ВСУ запущена на протяжении всего полёта.

Соответственно пилот может включить подачу воздуха в салон от двигателей, также как и электричество.

Overhead panel Airbus A320, жёлтая - панель управления воздухом, зелёная - электричество, пурпурная - топливом.
Overhead panel Airbus A320, жёлтая - панель управления воздухом, зелёная - электричество, пурпурная - топливом.
Панель запуска APU.
Панель запуска APU.

Как видите на этих скриншотах с авиасимулятора, APU присутствует во всех важных панелях.

Итог

Теперь вы знаете что это за турбина и для чего она нужна, ну а также вы узнали краткий курс по теме "подача воздуха и электроснабжение самолёта".

-6