Премьера в театре «Комедiя» – история любви и страсти «Касатка» (16+), поставленная по пьесе Алексея Толстого, – произвела неоднозначное впечатление. Отчего одни зрители пришли в восторг и почему другие мнения были куда прохладнее – подробнее в нашем материале.
Пьеса была написана в «предгрозовом» 1916 году, но ничто не напомнит зрителю об этом – о довоенной, спокойной жизни обывателя и деградирующей богеме идет в ней рассказ. «Касатку» часто ставили в отечественных театрах, вплоть до середины прошлого века, но и современным зрителям она хорошо знакома. Это всего лишь фарс – легкая комедия, без поиска ответов на извечные российские вопросы и размышлений о судьбах простых людей. Впрочем, представление о том, чем отличалась нравы Петрограда от традиций глубокой провинции, по ней можно составить.
Произведение было написано всего лишь за пару недель под впечатлением от рассказанных историй гостившей в то время у Толстого тетушки – Марии Леонтьевны Тургеневой, о бурных приключениях ее племянника Леонтия. Как воспоминал автор: «Ни одну пьесу я не писал так легко и весело, как “Касатку”». Это настроение удалось сохранить и передать режиссеру-постановщику спектакля Александру Кладько.
Следует предупредить, что некоторые логические связки в спектакле зрителю придется додумывать самостоятельно: персонажи прописаны в первоисточнике достаточно плоско, и о времени, прошедшем между действиями, становится понятно по нескольким фразам. В прологе в формате радиотеатра решено начало первой сцены, когда слышны только голоса «за кадром», за счет чего был немного сокращен хронометраж и выброшены два незначительных героя. По сюжету за карточным столом князь Анатолий Бельский (Иван Гапонов) проигрывает все имеющиеся деньги и драгоценности – в итоге странная по составу компания авантюристов разорена.
Главная героиня Маша (Алена Щеблева), ранее выступавшая в ресторанах под псевдонимом Касатка и, видимо, когда-то сорвавшая голос (иначе нечем объяснить ее безголосость), содержит двух приживалов – кроме любовника-князя личным слугой и шутом для былой примы стал Абрам Желтухин (Дмитрий Кальгин). Но если она из «простых» и всего добилась сама: работала продавщицей, прачкой, горничной, акробаткой, пока наконец не стала богата, – то два ее друга – опустившиеся (в буквальном смысле) дворяне. Словно холодная статуя, запечатленная в красивых позах, возвышается она над ними – валяющимися и сидящими на чемоданах. Всем они здесь должны, и нет иного пути, чем бежать в глушь, к родне.
Если эпоха декаданса с обилием литературного текста, в котором тонут артисты, оказалась сложной задачей, то в следующем действии наша троица развернется на славу и окажется на берегах Волги – в имении состоятельной тетушки Бельского – обаятельной, доброй Варвары Ивановны Долговой (Ольга Удалова). А там уже готовится свадьба: воспитанника Ильи Ильича Быкова (Игорь Михельсон) – «крепкого хозяйственника» и до глупости наивной сироты – Раисы Глебовны (Алина Гобярите), живущей в этом доме. Приезд столичных гостей разрушит все планы, и церемония венчания окажется самым непредсказуемым, поворотным моментом в их жизни.
Артисты поют романсы под аккомпанемент гитар, пляшут цыганочку, бесконечно уходят в народ и выходят из зала, разрушая «четвертую стену» – контакт со зрителем здесь достигается не за счет глубокого психологизма, но благодаря открытой экспрессии и юмору, порой довольно прямолинейному. Так, горничная Дуняша (Екатерина Сергеева), гротесково сыгранный народный персонаж, утрированно грубовата и туповата, а другая тетка, Анна Аполоссовна (Татьяна Протопопова), отменно заводит зал частушками на грани приличий.
Водевильный сюжет со стрельбой из ружья, побегом из-под венца и счастливым финалом (сразу для трех пар) пришелся по душе нижегородскому отзывчивому зрителю. Как и век назад, публике хочется, чтобы звучала веселая музыка, артисты на сцене были красиво одеты, ну и хоть кто-то обрел любовь, вселяя в остальных надежду на светлое будущее. Однако за этой иллюзией счастья больше нет ничего, как и глубокого смысла в этой постановке.
Ольга ПЛАКСУНОВА
Фото Романа БОРОДИНА