Коворкинг очень быстро стал популярен по всему миру. Только в России рынок растет на 25% в год.
В Беларуси же это бизнес все еще новинка. Хотя первые коворкинги начали открываться еще в 2012 году, до сих пор их не много - чуть более 20.
Мы поговорили о перспективах развития этого направления в Беларуси с представителями коворкингов: IMAGURU, ПЕНТХАУС, Co.Working №1, Кто такой Джон Голт? и coworking.rabotaem.
IMAGURU
Коворкинг IMAGURU открылся в ноябре 2013 года и все еще остается наиболее популярным местом среди стартаперов, фрилансеров и начинающих предпринимателей.
Беседовал с нами Евгений Пугач, исполнительный директор IMAGURU.
Megapolis-real: Что Вы можете рассказать о IMAGURU?
Евгений Пугач: IMAGURU первый и единственный стартап-хаб в Беларуси, в рамках которого работает коворкинг.
Megapolis-real: В чем отличие IMAGURU от других коворкингов?
Евгений Пугач: Коворкинг коворкингу рознь. БЦ и другие офисные площади пустуют. Собственники пробуют заставить их мебелью и открыть так называемый "коворкинг", забывая, что – это гораздо больше чем просто услуги по предоставлению рабочего места и офисной инфраструктуры.
Ценность коворкинга в среде, позволяющей быстро развиваться бизнесу резидентов, находить инвестиции, талантливых сотрудников в свои команды. На текущий момент этого нет ни у кого кроме нас.
Megapolis-real: Кто Ваша целевая аудитория?
Евгений Пугач: Фрилансеры, начинающие и действующие предприниматели, стартапы.
Megapolis-real: Каких конкурентов можете назвать?
Евгений Пугач: Без привязки к именам. Любая площадка для мероприятий, любое пространство, офис под аренду рабочих мест создает нам конкуренцию, в той или иной степени.
Megapolis-real: Насколько сложно было открывать и развивать такой тип бизнеса?
Евгений Пугач: Как и любой бизнес в Беларуси, открыть относительно несложно. Потратить свои накопления, взять кредит или одолжить денег. Но вот вести и развивать свое дело - это совсем не легко. Да и нужно знать, что такое коворкинг.
А знания эти приходят с опытом. Пока вы будете получать этот опыт - успеете разориться. В Минске были примеры таких "коворкингов".
Megapolis-real: Насколько востребована услуга коворкинга на рынке?
Евгений Пугач: Благодаря нам рынок растет. За более чем 5 лет работы IMAGURU мы приложили немало усилий, чтобы сделать термин "коворкинг" узнаваемым. Но при этом мы всегда в поиске новых резидентов и нам еще работать и работать.
При этом наличие многих офисов по аренде рабочих мест с позиционированием себя как "коворкинги" путает нам карты и сдерживает развитие рынка.
Megapolis-real: Какова заполняемость коворкинга IMAGURU на текущий момент?
Евгений Пугач: В IMAGURU на постоянной основе работает 100 +\- человек. Коворкинг по определению несет временный характер. Только для кого-то - это месяц, для кого-то четыре года работы, становления и развития своего бизнеса в коворкинге.
Megapolis-real: Ваше мнение, есть ли перспектива развития коворкинга в Беларуси?
Евгений Пугач: Да, конечно, - это перспективный вид бизнеса. Мы им занимаемся и верим в него.
Кто такой Джон Голт?
Арт-пространство «Кто такой Джон Голт?» открылось в сентябре 2015 года. Оно интересно своей многофункциональностью - это и антикафе, и коворкинг и площадка для различных мероприятий.
Беседовал с нами Вячеслав Жук – директор коворкинга «Кто такой Джон Голт».
Megapolis-real: Вячеслав, Вы открывались как свободное пространство, включающее, антикафе, коворкинг и образовательный клуб. Как сейчас вы позиционируете свое пространство?
Вячеслав Жук: На текущий момент – это в полной мере коворкинг, хотя и не совсем в его классическом понимании. Когда мы стартовали, думали, что пространство будет более востребовано как антикафе, но эта идея быстро “сдулась”, так-как посетители приходили работать, а не развлекаться.
Поэтому днем с девяти утра до шести вечера работает коворкинг, а с шести вечера проводятся арендные мероприятия. Тем не менее, даже в это время можно находится в коворкинге, при наличии свободных мест. Обычно места остаются, так-как арендуется один или два зала из четырех.
Megapolis-real: В чем отличие Вашего коворкинга?
Вячеслав Жук: Если сравнивать с IMAGURU, у нас совсем другая модель коворкера. IMAGURU – это образовательный центр с уклоном в сферу IT. У них типовые кресла, стулья – обычный офисный стиль.
Мы же создали интересное, гибкое арт-пространство. Чтобы помещение отвечало запросам максимального количества потенциальных клиентов, мы продумали не типичный для офисного пространства дизайн в лаконичном скандинавском стиле - смесь аскетизма, удобства и функциональности.
К нам идут те, кому важна творческая атмосфера. Тут можно и поработать, и поучится, и поиграть, отпраздновать свой день рождения, провести конференцию, корпоратив, творческий вечер, организовать выставку, мастер-класс и многое другое. Мы на разных языках, несмотря на то, что мы все про коворкинг.
Megapolis-real: Кто Ваша аудитория?
Вячеслав Жук: В коворкинге преимущественно фрилансеры айтишники, дизайнеры - кто-то сидит видео обрабатывает. Под свои мероприятия помещение арендуют: фотографы, поэты, писатели, художники, певцы. Часто проводятся различные образовательные программы. EPAM и Wargaming мероприятия проводили.
Megapolis-real: Есть ли проблемы с заполняемостью Вашего помещения на текущий момент?
Вячеслав Жук: Проблема есть, только она не в отсутствии посетителей. Наш коворкинг – это не классическая модель офисного open-space. В этом как его несомненное преимущество, так и его недостаток.
У нас нет фиксированных мест - посетители приходят и садятся там, где им удобно. Очень часто происходят ситуации, когда один человек садится за стол, рассчитанный на 3-4 человека. В этом и кроется проблема - загрузить помещение коворкинга на 100% для нас не реально.
Megapolis-real: В январе текущего года уже открылся крупный коворкинг Пентхаус, рассчитанный на 114 рабочих мест. В марте–апреле планируется открытие первого коворкинга международной сети REGUS. Ваше мнение, как сильно они могут повлиять на рынок?
Вячеслав Жук: Вряд ли это произойдет вот так одномоментно. Если коворкинги открываются - значит рынок есть. Возможно, кто-то из клиентов сходит, посмотрит, вернется.
Не вернется - другие появятся. Айтишников и удаленных работников все больше, и многие начинают понимать, что дома работать не вариант. Стоит учитывать, что люди привыкают к месту, а если ты к чему-то привык, то с большей вероятностью останешься в привычном месте. Таких людей перетянуть намного сложнее.
Megapolis-real: Будет ли развиваться направление коворкинга в Беларуси?
Вячеслав Жук: Развиваться будет. Помешать может только то, что через какое-то время клиенты начинают понимать, что коворкинг не такое уж и веселое мероприятие.
Если ты предприниматель и работаешь один, то это удобно, но если садится команда 3-4 человека и таких команд 5 - 10 и все что-то бурно обсуждают, то это уже проблема. Естественно, обычная форма офиса никуда не уйдет.
ПЕНТХАУС
Коворкинг Пентхаус – открылся совсем недавно - 21 января 2019г. Помещение рассчитано на 114 рабочих мест – такого количества, пожалуй, нет ни у одного коворкинга в Минске.
Беседовали мы с очаровательным администратором Ириной.
Megapolis-real: Что вы можете рассказать о коворкинге Пентхаус?
Ирина: Продумывая концепцию проекта, основной упор делали на локацию. Коворкинг занимает 2 последних этажа бизнес-центра Royal Plaza, пр. Победителей 7А. Отсюда открывается прекрасный вид на город. Рядом станция метро Немига. Вокруг огромное количество заведений общепита.
В шаговой доступности набережная р.Свислочь, дворец спорта, ТРЦ Галерея, кинотеатр Москва – перечислять можно очень долго.
В проекте мы много внимания уделяли деталям: какие должны быть столы, кресла и стулья, ячейки для хранения вещей, шкафы для верхней одежды, кухня, игровая комната - чтобы все это было удобно и функционально. Так же учитывали опыт существующих коворкингов и все минусы старались превратить в свои плюсы.
Megapolis-real: Кто ваши клиенты?
Ирина: Индивидуальные предприниматели, фрилансеры, команды, стартапы. Те люди, кто не хочет или им неудобно работать дома - дети кричат, муж, проводя все свое время за компьютером, раздражает жену – и такой случай был.
Люди, которым важен комфорт, те, кто не хочет заниматься благоустройством офиса и постоянными заботами по его обслуживанию. Те, кто хочет прийти, чтобы все было готово, и работать.
Арендовать офис для таких людей невыгодно: сама аренда, плюс коммунальные платежи, плюс интернет, плюс вода, офисная техника – это дорого, как для одного человека, так и небольших команд, стартапов.
Megapolis-real: Вы открылись совсем недавно, как обстоят дела с клиентами?
Ирина: Малая часть рекламы, которую мы запустили, уже дала свои результаты. К нам приходят клиенты и несмотря на то, что мы предупреждаем, что может быть шумновато, что все еще идет отделка, они остаются.
Когда мы спрашиваем: «Почему Вы выбрали нас?» - самый популярный ответ - нравится локация, центр города, рядом метро, очень просто организовать любую встречу. Конечно, всех восхищает и завораживает вид.
Megapolis-real: В последнее время закрылись ряд коворкингов: «Балки/ башня», «Красный кит». Как думаете почему? Может такой формат офисной недвижимости не востребован в Минске?
Ирина: Коворкинг только набирает обороты. Несмотря на то, что некоторые открылись, поработали около полугода и закрылись – причина не в рынке. Сама услуга востребована.
Co.Working №1
Co.Working №1 открылся в сентябре 2018 года.
Беседовал с нами Дмитрий Шах - директор Co.Working №1.
Megapolis-real: Расскажите о преимуществах вашего коворкинга?
Дмитрий Шах: Мы находимся в центре города ул. Некрасова 5. У нас тихая, спокойная, располагающая к работе обстановка. Есть возможность воспользоваться переговорной комнатой, учебным классом, что-то распечатать, отсканировать или отправить по факсу. На мини-кухне всегда есть вкусный кофе и чай.
Megapolis-real: Сколько у Вас свободных мест?
Дмитрий Шах: На текущий момент в коворкинге 12 рабочих мест. Свободными места в разные дни недели бывают по-разному. Сейчас, когда мы с вами разговариваем, свободно только одно.
Megapolis-real: Что можете рассказать о проблемах коворкинга как бизнеса?
Дмитрий Шах: Основная проблема в том, что рынок коворкинга в Беларуси еще не развит. Что я подразумеваю под этой фразой: к примеру, у нас все знают, для чего ставят пластиковые окна, нет смысла рассказывать людям об их необходимости и возможностях. Они сами ищут пластиковые окна.
Слово же коворкинг знают далеко не все. Многие находят коворкинг через запросы «рабочее место в офисе», «аренда рабочего места» и т.д. Когда люди узнают, что это такое, что такой формат вообще есть, обращаются, расспрашивают и только потом пользуются.
Тех же, кто себе ясно представляет, что им нужен конкретно коворкинг, пока еще очень мало.
Megapolis-real: Дмитрий, так в чем же преимущества коворкинга по сравнению с классической арендой?
Дмитрий Шах: Преимущества очевидны: первое – найти маленький офис с мебелью, с хорошей локацией по цене коворкинга в принципе не реально, скорее всего, эта цифра будет в районе 150 EUR; второе - в цену аренды не будут включены: коммунальные платежи, интернет, уборка, бытовая техника и т.д., то есть вы несете дополнительные расходы; третье - 99% договоров аренды содержат пункт о санкциях за досрочное расторжение договора аренды, как правило вы должны предупредить арендодателя за месяц и оплатить этот месяц.
В случае с коворкингом вы можете работать час, сутки, месяц, год – столько, сколько вам необходимо.
Решили отказаться - просто сказали: «Спасибо. Было приятно работать! До следующих встреч!» - ВСЕ, никаких обязательств. Когда опять возникает необходимость, вы приходите и работаете.
Megapolis-real: Насколько сложно было стартовать?
Дмитрий Шах: Как и в любом деле подводных камней хватает, не без этого. Самое сложное на мой взгляд – помещение с правильным расположением и дождаться первых клиентов, обязательно надо быть гибким и отзывчивым, готовым к изменениям и сложностям.
Megapolis-real: Не боитесь конкуренции?
Дмитрий Шах: Абсолютно нет. Я даже рад, что новые коворкинги появляются. Чем больше их будет, тем больше люди начнут понимать «кайф» самой специфики работы в коворкинге.
coworking.rabotaem
Несмотря на то, что коворкинг «Работаем» открылся в январе текущего года, мест в нем осталось совсем не много, всего два.
О своей истории успеха рассказывал Сергей – директор коворкинга «Работаем».
Megapolis-real: Что Вы можете рассказать о коворкинге?
Сергей: У нас небольшой, уютный коворкинг, оформленный в стиле loft – на 27 рабочих мест. Демократичные цены. Высокие потолки – много воздуха. Из офисной инфраструктуры: кухонная зона, рабочее пространство в формате open space, изолированная переговорная комната, можно что-то отсканировать или распечатать.
Основное отличие нашего коворкинга в том, что мы готовы «допиливать» пространство под запросы клиента. Например, мы можем, с помощью мобильных перегородок – стеллажей, выделить отдельные зоны под работу команд – получится мини-офис.
Само помещение находится в здании завода «Горизонт», тут собралось очень много арт пространств, фотостудий, танцевальных залов, есть тренажёрный зал, квесты. Рядом много точек общепита, где можно как перекусить, так и полноценно пообедать. Хорошее транспортное сообщение.
Megapolis-real: Сергей, вы открылись в январе, и у Вас только фиксированные места, сколько у вас свободных?
Сергей: У нас остались свободными только два рабочих места.
Megapolis-real: С какими проблемами столкнулись на старте?
Сергей: Основная сложность - найти хорошее место под коворкинг. Необходимо учитывать удобство локации, само помещение, стоимость аренды, затраты на ремонт, мебель и т.д.
Megapolis-real: Как думаете, будет ли дальше развиваться коворкинг в Беларуси?
Сергей: Да, будет. Коворкингов еще очень мало. Это очень удобно: не нужно искать подходящее помещение, не нужно вкладываться в ремонт – можно в этот же день заехать, назначать встречи с клиентами, над всеми мелочами уже подумали).
Если сравнивать с Москвой, то у нас нет конкуренции, так как там количество коворкингов в разы больше, не говоря уже про Берлин, Барселону и другие крупные города где развитие этой сферы началось намного раньше.
Подводя итог, можно сказать, что в Беларуси сложились весьма неплохие условия для развития рынка коворкинга. «Бум» стартапов и рост числа сомозанятых работников стимулирует спрос на услуги, отсутствие конкуренции и достаточно легкий вход на рынок при низких рисках делает этот бизнес привлекательным для инвестиций.