Найти тему
Hotline.Travel

Лихие 90-е

Оглавление

Турбизнес, криминал и правоохранители

По пути с бандитами

Выражение «лихие 90-е» отдает особой романтикой и в то же время комизмом из анекдотов про малиновые пиджаки и золотые цепи. Но это за давностью лет. А если посмотреть статистику преступлений за тот период, становится совсем не смешно. Достаточно сказать, что в середине 90-х в Российской Федерации количество убийств на 100 тыс. населения было в 5,4 раза выше, чем в 1987 году.

Что касается проникновения криминала в бизнес, один из туристических предпринимателей сказал такую фразу: «В 90-е годы считалось, что любой вопрос стоимостью от 100 тыс. долларов проще всего решается наймом киллера. Это обходилось примерно в 10 тыс.».

Рэкет был явлением повседневным, наличие «крыши» – бандитской или милицейской – являлось обязательным условием выживания для любой компании.

«Я тогда работал в «Розе ветров», это была первая частная турфирма в нашей стране, и ее имя на рынке гремело, – рассказывает Алексей Крылов, гендиректор компании UTS Group. – Так вот, по роду своей деятельности в 90-е годы я перезнакомился, наверное, с представителями всех группировок – долгопрудненскими, солнцевскими, измайловскими. С цыганами… Примерно раз в месяц кто-нибудь из них обязательно наведывался в офис «Розы ветров». Я к ним выходил, приветствовал: «Здравствуйте! Мы работаем с люберецкими». – «А, понятно, передавайте им привет».

Алексей Крылов
Алексей Крылов

С «крышей» рассчитывались бартером – раз в квартал вывозили люберецких на отдых за границу, сам же Алексей Крылов их обычно и сопровождал. Вспоминает одну из первых таких поездок, когда на него стали наезжать некоторые туристы – молодые наглые ребята. Их урезонил один из самых известных московских воров в законе, который одно время заведовал общаком бандитов Московского региона. Настоящего имени и ника (кликухи то есть) этого человека вам лучше не знать, назовем его здесь Чичкан.

Так вот, инцидент произошел в автобусе по дороге на курорт, уже намечалась драка, но Чичкан обратился к коллегам-бандитам с такой речью: «Прошу минуту внимания. Алексей Крылов находится на работе. Его работа заключается в том, чтобы мы с вами хорошо отдохнули. И любой, кто скажет Алексею хоть одно грубое слово, об этом пожалеет». «С тех пор все участники группы были очень вежливы, всегда говорили мне «вы» – никто не мог и помыслить о том, чтобы ослушаться Чичкана. Он тогда только-только освободился из зоны – отсидел 10 лет, кажется», – вспоминает Крылов.

Как-то раз они разговорились о жизни, лежа на соседних шезлонгах на пляже в Греции, – бандитский авторитет и сотрудник турфирмы, который в прошлом, кстати, был офицером, служил в Афганистане и Анголе, имел государственные награды…

Чичкан поднял камень с земли и сказал: «Знаешь, в чем главная разница между мной и тобой?» – «В чем?» – «Вот ты мог бы сейчас убить меня этим камнем, если бы это понадобилось для твоего бизнеса? Нет? А я бы тебя убил без всяких колебаний. Веришь?»

-3

Конечно, Алексей Крылов поверил. Такие люди, как Чичкан, слов на ветер не бросают. И правда жизни заключалась в том, что для большинства предпринимателей они оставались единственной реальной силой, на которую можно было положиться. Не только защищали от других преступных группировок, но и помогали решать внешние и внутренние вопросы: не рассчитался партнер, проворовался свой же сотрудник, кто-то подсунул фальшивые деньги – один звонок, и «крыша» уже в пути.

Силовики + ботаники. Угрюмая смесь

Как гласит Википедия, до 85 % коммерческих предприятий в 90-е годы находилось под контролем бандитских «крыш». Остальные 15 % работали под прямой протекцией правоохранительных органов. К этому меньшинству принадлежала, в частности, туроператорская компания «Бегемот», которая в то время была одним из лидеров рынка.

«Наш бизнес отличался от обычного туристического тем, что мы решали вопросы, связанные с растаможкой грузов. А для этого приходилось общаться и с прокуратурой, и с ФСБ, и со всеми другими компетентными органами, – рассказывает Александр Дворянский. – Связи в этих кругах ограждали нас от притязаний со стороны криминальных группировок. Правда, однажды пришлось устроить показательную разборку – прямо рядом с нашим офисом, который находился в районе Киевского вокзала. Приглашенные нами сотрудники ФСБ урезонили команду ребят из солнцевской группировки. С тех пор у бандитов больше вопросов к нам не возникало».

Совершенно особый подход к обеспечению безопасности применялся в «Академсервисе». Владельцы мыслили глобально, под каждую задачу создавали особое подразделение, и, в частности, появилось в корпорации охранное предприятие «Гриф».

Боссы «Академсервиса» числились в «Грифе» охранниками.
Боссы «Академсервиса» числились в «Грифе» охранниками.

Хотя изначально таких планов не было. Просто молодые аспиранты МГУ Игорь Зворыкин, Александр Курносов, Игорь Голубев и студент Аркадий Кеворков, когда занялись предпринимательской деятельностью, естественным образом столкнулись с внешними и внутренними угрозами, которым надо было как-то противостоять. С вопросами безопасности в далеком 1991 году они обратились к другу и родственнику Зворыкина – майору спецслужб Андрею Полозову-Яблонскому (ныне советник гендиректора в «Аэрофлоте»).

«Работали они тогда в общежитии МГУ, и туда периодически привозили серьезные суммы наличности. Надо было обеспечивать охрану, я брал оружие и на ночь запирался в комнате с деньгами. Доверие ко мне было абсолютным, – вспоминает Андрей Полозов-Яблонский. – Со временем появились и более сложные задачи. Собрать досье на потенциального партнера, предотвратить чьи-то нежелательные действия, выехать на сделку, если планируется передача денег… Риски тогда в любом бизнесе были очень высокими. По моим наблюдениям, каждая третья коммерческая операция оборачивалась каким-нибудь криминалом, если не имела серьезного силового сопровождения».

При необходимости Полозов-Яблонский привлекал своих коллег из спецслужб, люди были рады дополнительному заработку, поскольку на основной работе получали тогда крайне мало. Вознаграждение в размере 150 долларов считалось роскошным, на эти деньги можно было кормить семью целый месяц, а то и два, если не шиковать.

В 1993 году у «Академсервиса» появился полноценный офис, и к теме безопасности надо было уже подходить комплексно: круглосуточная физическая охрана, инкассация, инженерные системы теленаблюдения и контроля доступа, внутренние вопросы… В охране работали и подрабатывали опять же бывшие и действующие офицеры силовых структур.

Показательный факт. «Учредители «Академсервиса» – Игорь Зворыкин, Леонид Исакович, Алексей Вышкварко – числились в «Грифе» охранниками, чтобы я имел право при необходимости выдать им оружие, – говорит Андрей Полозов Яблонский. – Два-три таких случая в нашей практике было. Выдавал для самообороны. Хотя понимал, что пистолет Макарова в руках ботаника создает дополнительные риски… Кроме того, со временем обзавелись сшитыми по спецзаказу представительскими бронежилетами под рубашку. Жизнь заставила».

Возникали, например, серьезные трения с весьма авторитетной в то время структурой – «Национальным фондом спорта». Предметом разногласий была попытка НФС ввести единую турпутевку, а затем собирать своеобразный акциз с каждого выезжающего туриста. (Прототип нынешней электронной путевки.) «Академсервис» же продвигал концепцию единой формы турпутевки, и в итоге она реализовалась.

-5

Были трения и с некоторыми олигархами, в том числе ныне здравствующими.

К счастью, стрелять на поражение боссам «Академсервиса» не довелось, испытать бронежилеты на прочность – тоже, иначе мы бы об этом знали.

Что же касается «Грифа», то он успешно обеспечивал безопасность своей корпорации и даже зарабатывал, оказывая услуги сторонним заказчикам. В их числе были такие компании, как «Интурист–трэвел», гостиница «Белград», ГАО «Москва», а также предприятия телекоммуникационной сферы и представители банковского бизнеса.

-6

Итак, лихие 90-е проверяли бизнесменов на прочность. Сильнейшие выжили, чтобы столкнуться с новыми угрозами. В следующих главах книги об истории отрасли читайте: Как массовый выездной туризм оказался под контролем турецкого капитала. Финансовый кризис 1998 года. Жертвы и разрушения. Автоматизация в туризме. Онлайн… Как много в этом звуке!

Автор: Наталья Меньщикова

Больше статей из журнала «Горячая линия. Истории туризма»