Найти в Дзене
Семья на чемоданах

О том, как Англия собиралась строить Крымский мост

Мечтой о переправе через Керченский пролив люди жили задолго до нашего времени и не только в нашей стране.

История Крыма - это история нашей страны, однако до прихода русских Крым был "бурлящим котлом наций", этакий черноморский Вавилон. Кто здесь только не жил: греки, римляне, татары, итальянцы, всех не перечислить.

И все мечтали навести мосты, точнее хотя бы один мост.

Но от слов к делу так никто и не переходил, пока первый шаг не сделали именно славяне.

Карта Крыма и окружающих местностей в 1737
Карта Крыма и окружающих местностей в 1737

В 1792 году, когда на троне была Екатерина II, присоединившая Крым к России, на Таманском полуострове был найден Тмутараканский камень, на которым была высечена надпись.

Ученые предполагают, что камень этот был поставлен на переправе как своеобразный дорожный указатель.
Ученые предполагают, что камень этот был поставлен на переправе как своеобразный дорожный указатель.
Тмутаракань - местечко, которое большинство современных школьников считают выдуманным, ведь это название давно стало нарицательным для любой русской глубинки. А на самом деле речь идет о полуострове Тамань, на котором когда-то располагался древний город Тмутаракань.
-3

То есть первые замеры перешейка были сделаны по приказу древнерусского князя, очевидно, что Глеб затеял такое трудоемкое и длительное занятие не просто так. Идея постройки моста была уже тогда, но, к сожалению, не было ни материальных, ни технических средств.

Идея то жила, но вот конкретного плана строительства не было, причем без малого тысячу лет.

Наконец, первый реальный чертеж создал в середине XIX века русский архитектор, обладатель одной из самых громких в мире фамилий Владимир Менделеев. Сын знаменитого химика предложил соорудить запруды от мыса Павловского до косы Тузла, а потом с нее - на Тамань.

Проект Азовской Запруды Владимира Менделеева
Проект Азовской Запруды Владимира Менделеева
Разрезы плотин и дамбы запруды
Разрезы плотин и дамбы запруды
Этот проект назвали не просто переправой из Крыма на материк, а мостом из Европы в Азию.

К сожалению, в царской России слишком часто клали "под сукно" проекты не укладывавшиеся в русские чиновнические рамки.

Так, в частности, отложили в дальний ящик чертеж с первым в мире танком, предложенным российским ученым, и это ещё задолго до начала Первой мировой войны.

Иллюстрация первого танка
Иллюстрация первого танка
И как первыми в мире к строительству танка придут англичане, так и в создании Керченского моста британцы захотят быть "впереди планеты всей".

Конец XIX века - пик противостояния между российской и британской империями. Государства находятся в состоянии холодной войны за Восток. Англия, крепко засев в Индии, продвигается в глубь Афганистана. А Россия же активно развивает свои интересы в соседнем Туркестане. И если эти две воинствующие державы сойдутся в одной точке - конфликта не миновать.

В 1884 году британский премьер Уильям Гладстон выделил 11 миллионов фунтов стерлингов на войну с Россией, на тот момент это были колоссальные деньги.

Сохранить мир могло только чудо. И оно произошло, вместо войны дипломаты договорились о строительстве.

В конце XIX англичане сумели проложить между Крымом и Кавказом по дну Керченского пролива телефонный провод для надежной связи метрополии с ее самой ценной колонией — Индией.

Проект был реализован за два года немецкой компанией «Сименс». Кабельная линия пролегла по линии Лондон — Берлин — Киев — Одесса — Керчь — Батуми — Тифлис — Тегеран — Карачи — Калькутта. Телеграфный кабель в Крыму проходил через Перекоп, заходил в Симферополь, затем направлялся в сторону Керчи и уходил на Кавказ по дну Керченского пролива.
Проект был реализован за два года немецкой компанией «Сименс». Кабельная линия пролегла по линии Лондон — Берлин — Киев — Одесса — Керчь — Батуми — Тифлис — Тегеран — Карачи — Калькутта. Телеграфный кабель в Крыму проходил через Перекоп, заходил в Симферополь, затем направлялся в сторону Керчи и уходил на Кавказ по дну Керченского пролива.
Но если можно проложить кабель, то почему нельзя построить самый короткий железнодорожный путь, соединивший бы Великобританию с Индией?
"Шёлковый путь"
"Шёлковый путь"

Англичане давно мечтали создать свой великий "шелковый путь" только побыстрее и поудобнее, проложив туннель под Ла-Маншем, а затем построив мост через Керченский пролив, они тем самым крепко привязывали Индию к себе.

Чертеж туннеля под Ла-Маншем Томэ де Гамона 1856 года
Чертеж туннеля под Ла-Маншем Томэ де Гамона 1856 года

Военный бюджет тут же перевели в строительный фонд и стали готовить документацию проекта железной дороги Лондон-Дели.

Однако, даже этих 11 миллионов фунтов стерлингов оказалось недостаточно. Нет, денег на мост в Крыму хватало с лихвой, просто построить подводный путь от британских островов к Франции оказалось делом неподъемным.

И хотя проект керченского моста с английской стороны заглох, один только план его строительства помог избежать войны с британцами, жаль что с немцами перед первой мировой, так легко договориться не удалось...

А ведь Николай II оценил по достоинству разработки англичан. Когда те отказались от своей идеи, царь повелел продолжить движение в этом направлении.

Мост должен был стать частью железной дороги, которая позволит круглый год вывозить товары с Таманского полуострова.

Однако проекту было не суждено состояться в связи со вступлением России в Первую мировую войну и дальнейшими политическими катаклизмами.

Продолжение читайте в следующей статье.

Если вам была интересна статья - ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы получать больше полезных материалов в ленту!

Читайте также:

Как Крым отметил воссоединение с Россией. Фоторепортаж от первого лица
Американский эксперимент в Крыму
Коренные жители покидают Крым
Почему в Крыму так много ДТП?
Развалины немецких фортов времён ВОВ в Крыму