После демографической ямы нулевых Екатеринбург снова перевыполняет планы по младенцам. Молодые семьи заводят детей без оглядки на удобство и комфорт: теперь им рай и в общаге. Читайте о семейном быте на общих кухнях.
Екатеринбург ставит рекорды по рождаемости, поправляю статистику всей Свердловской области, которая без учета региональной столицы оказалась бы отрицательной. В воздухе витает ощущение, что люди перестали ждать лучших времен, чтобы обзавестись семьей и потомством, и начали жить здесь и сейчас. Молодежь при этом не смущают ни стесненные условия, в которых им приходится начинать совместный быт, ни дикие цены на жилье и ставки по ипотечным кредитам. Часто они довольствуются и общежитиями, жизнь в которых, к слову, сильно изменилась со времен, которые Алексей Иванов описывал в своей зловещей максималистской «Общаге-на-крови».
Вот, например, обычное общежитие УрФУ на Чапаева. С дедушкой-комендантом на входе; с виду он безобиден, но просто так не пропустит никого. Турникеты всегда настороже, недружелюбно горят красным. Меня встречает Максим Секачев и, как белый кролик Алису, проводит в свой мир, позволяя взглянуть на самое дорогое и важное в его жизни.
Семья Секачевых живет в комнате на седьмом этаже. В распоряжении ребят большая комната, своя кухня и ванная. Сама общага по инфраструктуре больше похожа на дом комфорт-класса. Лифт, консьерж, парковка для колясок, детская площадка под окнами. До центра рукой подать.
Главный житель дома, годовалая Оля, при виде меня по-хозяйски начинает что-то бубнить, повизгивать и фыркать. Она пристально разглядывает меня — еще бы, я совершенно чужая в этой семейной идиллии. «Ёж, ну ты чего?», - спрашивает Антонина.
Тоня из Тюмени, а Максим из Богдановича. В Екатеринбурге они поступили в разные вузы – Максим в УрГАУ, Антонина в УрФУ. Вместе их свел студенческий отряд.
«Как только ее увидел, она мне сразу понравилась, — вспоминает Максим. — Ну я тут же подошел, и на следующий день мы пошли гулять, да ведь? На следующий?», — обязательно уточняет он у жены. Та кивает, умело управляясь с непоседливой Олей на руках.
У семейных студентов официальных вариантов решения вопроса с жильем немного. Получить место в общежитии можно, но большинство вузов Екатеринбурга не имеют отдельных семейных общежитий. Семьи живут вместе с остальными студентами, хотя часто им выделяют отдельные блоки.
«Есть три категории студентов, которые могут претендовать на отдельную комнату: в первую очередь мы обеспечиваем жильем семьи наших студентов с детьми, и не важно, полная это семья или только мама (или, бывало и так, папа) с ребенком. Во вторую очередь — бездетные семьи. В третью очередь — пары, где один из студентов учится у нас, а другой нет. Если отказы в жилье и бывают, то только в третьей очереди, но и то крайне редко: сейчас комнат хватает», —рассказывает Артем Плаксин, зампред Союза студентов УрФУ.
Но в разных вузах дела со свободными местами в обшежитиях складываются по-разному. Где-то, например, претендентам на комнату предлагают оплатить установку пластикового окна.
Чтобы их семья наверняка получила комнату в общежитии, Максим Секачев решил поступать в магистратуру УрФУ. «Поначалу было сложно, но человек привыкает ко всему, — философствуют ребята. — И сейчас, бывает, садишься заниматься, а ёж не дает. Дергает, кричит, толкает. Приходится заниматься по ночам. Некоторые друзья не понимают нашего положения. Они говорят: да ладно, пойдемте тусить, оставьте ребенка с соседкой. Но эта проблема так просто не решается. Мы не жалуемся: жили же наши родители как-то в таких же условиях».
Секачевы не надеялись получить комнату сразу. Но, как только стало известно о беременности Тони, сразу начали собирать документы: разные заслуги, характеристики, грамоты. В итоге собралась огромная папка. Заезжали в пустую комнату без мебели и с голыми стенами, на которых остались только рисунки от детей предыдущих жителей. За год обжились и даже скучают по своей комнате, уезжая летом к родителям.
«На пары ходишь, как на праздник, — смеется Максим, — приходишь в универ и понимаешь, что все не так уж и сложно. Даже отдыхаешь. Считаю, что мы все успели, и студенческой жизнью пожили, погуляли, а теперь она тоже студенческая, тоже интересная, просто немного другая».
Сейчас Максим уже в аспирантуре, а Антонина только поступила в магистратуру. Ребята надеются, что останутся в университете преподавать. Если им это удастся, то они как молодые ученые могут рассчитывать на льготную ипотеку, чтобы улучшить свои жилищные условия. В надежде на светлое будущее перечислим некоторые нюансы и бонусы этой программы:
- заемщику должно быть от 23 до 35 лет. Если заемщик доктор наук, то верхняя возрастная планка поднимается до 40 лет, но нужно учесть, что на момент окончания срока договора возраст заемщика не должен превышать 65 лет.
- нужно быть преподавателем вуза или сотрудником НИИ, академии наук, научного центра или предприятия, входящего в группу «Сколково».
Со всем этим можно рассчитывать на ставку по ипотеке в районе 10-10,5% в год (конкретная цифра зависит от первоначального взноса). Плюс ко всему срок погашения кредита может быть больше, а необходимый первоначальный взнос — не больше 10% от стоимости приобретаемого жилья.
«Мы особо льготами не пользуемся, — говорит Тоня. — На новый год получаем подарки от вуза, еще домой к родителям ездим со скидкой. А больше нам и не надо. Ну, вот еще можно назвать льготой то, что преподаватели к тебе начинают терпимее, что ли, относиться, когда узнают, что у тебя есть ребенок».
Где они будут жить после общаги, ребята еще не думали. Максим подрабатывает, Тоня ждет, пока от университета можно будет отдать дочку в садик. Они молоды, и у них еще есть время. Секачевы вполне довольны тем, что у них есть. Маленькая Оля совершенно счастлива и обласкана. Быть может и правда, рай бывает и в шалаше?
Однажды и для Секачевых все же настанет момент, когда родное общежитие придется покинуть. Если к этому моменту они не успеют обзавестись собственным жильем, то пополнят армию квартиросъемщиков. Причем снять жилье им готовы помочь в том же УрФУ.
Средние цены на аренду жилья в Екатеринбурге сегодня стартуют с 9300 рублей — за эти деньги можно снять комнату на месяц. Самые дорогие комнаты в центре, Академическом и на ВИЗе, средняя цена на них – 10,5 тыс. рублей в месяц. Комнаты дешевле 8000 рублей в месяц можно найти в районе Птицефабрики и в Компрессорном районе, рассказывает руководитель сайта по выбору недвижимости N1.RU в Екатеринбурге Оксана Сидлецкая. Арендовать полноценную однокомнатную квартиру в городе стоит в среднем 15,8 тыс. рублей, двухкомнатную — 19,9 тыс. рублей, трехкомнатную — 26,2 тыс. рублей. Правда, предложение об аренде «трешек» в городе невелико.