Найти тему
Заграничный взор

“Американская подлодка класса “Вирджиния” против российской подлодки класса “Ясень” - кто победит?” The National Interest

Под таким названием опубликована статья в американском издании The National Interest. Автор попытался сравнить в меру доступности информации различные параметры и общую боеспособность подводных лодок указанных классов обеих стран. Далее текст статьи.

Подводные силы ВМС США вышли из холодной войны как бесспорные хозяева подводного царства. Элитные, полностью ядерные подводные силы наблюдали, как их советские противники ржавели на пирсах, а недавно основанная Российская Федерация не могла их поддерживать.

После более чем двадцатилетнего превосходства американских подводных лодок из глубины поднялся новый Челленджер (так в английском языке именуется сеть синонимов слов “вызов”, “претендент”, “испытание” и т.п.. /прим. авт. канала). Немного знакомый и почти два десятилетия находившийся в процессе создания, это необычный вызов военно-морскому превосходству США, но тем не менее с длинной, смертельной родословной. Как этот новый старый выскочка, российская подлодка класса "Ясень", может сравниться с новым костяком подводных сил США класса "Вирджиния"?

Класс подводных лодок “Ясень” был задуман еще в середине 1980-х годов Центральным конструкторским бюро “Малахит”, одним из трех главных бюро подводных сил Советского Союза. Строительство первой подводной лодки "Северодвинск" началось в 1993 году в России на верфях "Севмаш", но из-за отсутствия финансирования завершение строительства задержалось более чем на десятилетие. “Северодвинск” был окончательно запущен в 2010 году и введен в эксплуатацию в 2013 году.

Подлодки класса “Ясень” имеют длину 390 футов и водоизмещение 13,800 тонн. Экипаж всего девяносто человек, гораздо меньше, чем у американских аналогов, что говорит о высоком уровне автоматизации подводной лодки. По форме он напоминает более ранний класс “Акула”, но намного длиннее за боевой рубкой и горбом для размещения вертикальных пусковых труб. По данным авторитетных боевых флотов мира, в “Северодвинске” имеется ядерный реактор ОК-650КПМ мощностью двести мегаватт,, который разгоняет его до скорости до шестнадцати узлов на поверхности и тридцати одного узла под водой. По другим данным, скорость чуть выше тридцати пяти узлов. Он (“Северодвинск”) может спокойно двигаться под водой со скоростью двадцать узлов.

Сенсорная система “Северодвинска” состоит из гидролокатора Иртыш-Амфора с установленной на носу сферической гидролокаторной антенной решеткой, гидролокаторной антенной решеткой фланга и буксируемой антенной решеткой заднего обнаружения. Также имеется MRK-50 Albatross (Snoop Pair), навигационный/поверхностный поисковый радар, и оснащение пакетом электронной поддержки обода (по периметру) с комплексом мер противодействия.

Вооружение подводных лодок состоит из четырех торпедных аппаратов стандартного диаметра 5333 мм и четырех 650-миллиметровых торпедных аппаратов. В торпедных аппаратах могут размещаться самонаводящиеся торпеды и ракеты 3М54 "Клуб", которые выпускаются как в противокорабельном, так и в наземном и противолодочном вариантах. Для еще большей огневой мощи лодки “Ясень” оснащены двадцатью четырьмя вертикальными пусковыми ракетными установками за боевой рубкой, каждая из которых способна нести сверхзвуковые противокорабельные ракеты Р-800 "Оникс" с прямоточным реактивным двигателем.

Подводные лодки типа “Вирджиния” были задуманы как доступное дополнение к подлодкам недолговечного класса Seawolf, которые также были чрезвычайно дороги. В этом смысле они были очень успешными, и “Вирджиния” постепенно становится опорой подводных сил ВМС США.

При высоте 377 футов “Вирджиния” всего на тринадцать футов ниже “Ясеня”, но водоизмещением в два раза меньше. У неё 113 человек экипажа, и она питается от одного ядерного реактора General Electric SG9, который приводит ее в движение насосной струей вместо вращающегося винта. Скорость, по сообщениям, составляет двадцать пять узлов на поверхности и тридцать пять узлов под водой,при этом на ходу она так же тиха при двадцати пяти узлах, как подлодки класса “Лос-Анджелес” у пирса.

-2

Подлодка класса “Вирджиния”имеет только четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата, способные запускать самонаводящиеся торпеды повышенной мощности для применения против надводных кораблей и подводных лодок и противокорабельные ракеты UGM-84 Sub-Harpoon . Ранние версии этого класса несли двенадцать зенитных ракет "Томагавк" в вертикальных пусковых трубах, замененных в блоке III двумя цилиндрическими пусковыми установками с таким же количеством ракет. Блок V “Вирджинии” расширит количество пусковых установок, чтобы нести до сорока “Томагавков” на одну подводную лодку.

Как и его российский аналог, основной гидролокатор “Вирджинии” - сферический, установленный на носу. Однако, начиная с подводных лодок серии Block III, гидролокатор BQQ-10 заменяется на U-образный носовой гидролокатор большой апертуры. Их дополняют массивы по левому и правому борту, также известные как облегченные широкоапертурные массивы, состоящие из двух блоков из трех волоконно-оптических акустических датчиков. Оборудование LWWAA настроено на обнаружение дизельных электрических подводных лодок. Сфера обнаружения по задней сфере покрыта массивом TB-29(A). Наконец, высокочастотный гидролокатор, установленный сверху и снизу, позволяет "Вирджинии" обнаруживать и избегать морских мин.

В прямом столкновении между “Вирджинией” версии с блоком III, которая строилась, когда Северодвинск был сдан в эксплуатацию, - кто победит? Обе подводные лодки являются вершиной технологии подводных лодок в их стране, и, если их сравнивать друг с другом, они будут достаточно хорошими. “Северодвинск” может быть медленнее, но он может погружаться глубже. Вирджиния может быть быстрее, но, согласно Боевым Кораблям Мира, корпус был протестирован только на 488 метрах. Вирджиния, вероятно, имеет преимущество в обнаружении гидролокатора благодаря новому сонару с большой апертурой.

С точки зрения вооружения обе стороны довольно равномерно подобраны, хотя “Северодвинск” имеет противолодочную версию ракеты "Клуб", позволяющую российскому кораблю быстро вступать в бой с подводными лодками противника с помощью легких торпед из ракетной доставки, очень похожей на американскую систему SUBROK.

-3

Подлодки “Вирджиния” тише и имеют лучшую гидролокаторную установку, чем его российский противник. В мире подводной войны это непобедимая комбинация. Он может двигаться и обнаруживать способами, которые выдали бы “Северодвинск”. Одно можно сказать о “Северодвинске”: он более способен быстро реагировать на внезапную возможность поражения цели с помощью сверхзвуковых ракет "Club ASW" (“Клуб”). Что касается ближайших перспектив, то удобство использования гидролокатора “Вирджинии” регулярно улучшается с помощью обновлений программного обеспечения. “Северодвинск”, возможно, не сможет обновить свой гидролокатор, а сделать российские подводные лодки более тихими будет непросто. В целом, преимущество должно быть предоставлено классу “Вирджиния”.

В долгосрочной перспективе соперничество между двумя подводными лодками, вероятно, приведет к использованию беспилотных подводных аппаратов и множества других новых технологий. Соединенные Штаты вяло ведут соперничество в сфере подводных сил с конца "Холодной войны" и еще меньше - с 11 сентября 2002. Когда Соединенные Штаты обратят все свое внимание на соперничество и, в частности, на подводный флот, американские подводные лодки, вероятно, снова превзойдут своих российских конкурентов.”

Кайл Мизоками, корреспондент по обороне и национальной безопасности в The National Interest

Уважаемые читатели, если нравятся материалы - ставьте лайки и подписывайтесь на новые!..