Найти тему
Одновременно

Морис Фарман: один из пионеров авиации, не имевший удостоверения пилота

Время с 1905 по 1914 годы в истории авиации совершенно официально называется эрой пионеров. Оно и понятно, кроме того, что эту странную конструкцию тяжелее воздуха нужно было изобрести и сделать, потом ей надо как-то управлять; поднимать в воздух, лететь, а самое сложное - сажать обратно на землю. Не существовало летных школ навыков и правил, которые можно объяснить новичку. Каждый человек, поднявший летающую машину в небо учился на собственных ошибках и любая ошибка становилось фатальной - упал и уже не отжался.

К пионерам относятся Морис Фарман родившийся 21 марта 1877 года в городе Париже, в семье английских журналистов. Он младший из трёх сыновей и, судя по его биографии, с юности увлекался спортом, конкретно - велосипедом. В начале 20 века совместно с братом Анри он выиграл несколько престижных велогонок. в 1901 году победил в «Гран-при По». В мае 1902 Морис Фарман года выиграл «Circuit du Nord» — гонку от Парижа до Арраса и обратно. В том же году участвовал в гонке Париж—Вена, победу в которой одержал Марсель Рено.

Морис Фарман
Морис Фарман

Ну а потом началось увлечение авиацией. В День Рождения Мориса его старший брат Анри совершает первый в истории Европы пассажирский полет на аэроплане. Где в это момент находился Морис, истории неизвестно, но в 1908 году братья покупают собственную машину модели «Voisin». В 1909 году Морис Фарман ставит на этом аэроплане многочисленные рекорды по дальности полетов и скорости.

Переход от спортивных достижений к производству собственных аэропланов был для того времени совершенно естественен. В 1912 году совместно с братом Анри, Морис создал фирму «Farman Aviation Works», которая расположилась в Булонь-сюр-Сене. Их старший брат Ричард стал ее финансовым директором. Еще существовала авиашкола братьев Фарман, которую закончил первый русский сертефицированный пилот Михаил Ефимов.

Морис Фарман, 1909 год
Морис Фарман, 1909 год

В Истории русской авиации братья Фармана сыграли значительную роль. До 1915 года лицензионные «Фарманы» были наиболее распространёнными самолётами российской постройки.

Как часто бывает, однажды парни ошиблись. Братья очень долго придерживались устаревшей схемы аэропланов с толкающим винтом. Эта конструкция устарела еще в 1914 году но Фарманы продолжали ее использовать и в результате утратили крупные военные заказы.

Аэроплан MF 11, конструкции Мориса Фармана, машина взлетела в 1913-м, фотография  1914 года
Аэроплан MF 11, конструкции Мориса Фармана, машина взлетела в 1913-м, фотография 1914 года

Несмотря на трудности, предприятие продолжило производить новые машины с под названиями «Henri Farman», сокращение - HF и «Maurice Farman», сокращение - MF и продолжало работать до 1937 года, когда все французские авиазаводы не были национализированы.

Морис Фарман прожил очень долгую жизнь, он умер в Париже в 1964 году. Интересно, что у человека, поставившего несколько авиационных рекордов, лично испытывавшего самолеты собственной конструкции, не было удостоверения пилота. Настоящим первопроходцам эры пионеров авиации было не формальностей.

Морис Фарман в 1957 году
Морис Фарман в 1957 году

Если вам понравился материал – подписывайтесь на мой канал, ставьте палец вверх.Больше фотографий и меньше текста, вы можете смотреть:
на странице Facebook
или в канале Telegram