Найти тему

Жизнь - железная дорога

Интерес к железной дороге появился у меня в раннем детстве, примерно в 1994-1995 гг. Начиналось с того, что в это время несколько раз в год мы с семьей ездили в гости к бабушке в п. Фаленки Кировской области.

Тогда ходил еще существовавший в те времена поезд Киров-Лесная, о котором мало кто уже вспомнит. Сам я родился в п. Песковка Омутнинского района Кировской области. Хороших автодорог в то время не было, и поезд был основным видом транспорта. Маршрут проходил по Кировской области и северо-западной Удмуртии. Хорошо помню, как приятно было ехать несколько часов под стук колес и приятный гул тепловоза, который я полюбил с детства.

Через несколько лет дневной рейс до Кирова сократили, поезд ходил только до станции Яр. Приходилось ждать электричку, а в это время я ходил по перрону и наблюдал за проходящими мимо поездами и считал вагоны пассажирских и грузовых составов, смотря вслед на восток, хорошо зная, что большая часть нашей страны расположена там.

Станция Яр вызвала интерес к железной дороге и вдохновила на будущие путешествия, в том числе и по Удмуртии.

 Пригородный поезд Светлополянск-Яр на станции Яр , 2016.
Пригородный поезд Светлополянск-Яр на станции Яр , 2016.

В школьные годы, примерно с 3 по 6 класс, мы с друзьями часто приходили на вокзал станции Шлаковая к прибытию дневного поезда Яр-Верхнекамская, затем ждали его отправления и лишь потом довольные шли домой.

о.п. 88 км, с. Кекоран, прибытие поезда, 2015.
о.п. 88 км, с. Кекоран, прибытие поезда, 2015.

А путешествовать я начал с 2011 года. Мне давно хотелось побывать на станции Балезино, и вот моя мечта осуществилась.

Автор во врем очередного жд-путешествия, 2016.
Автор во врем очередного жд-путешествия, 2016.

Это крупный железнодорожный узел, здесь всегда много разного подвижного состава, все поезда в Балезино стоят не меньше 20 минут.

Именно здесь я погружаюсь в мир железнодорожья. Поездка сюда положила начало моему увлечению: с тех пор регулярно езжу в Удмуртию, и знакомлюсь с этим краем, и фотографирую поезда.

Многие населенные пункты Удмуртии исторически связаны с железной дорогой, например, поселки Яр, Балезино, Кез, которые были основаны во время строительства Транссибирской магистрали, а ведь это конец 19 века.

О том времени напоминают водонапорные башни, которые до сих пор стоят по соседству с вокзалами советской постройки, а ведь это уникально для нашего времени. Есть о чем рассказать нашему будущему поколению.

Водонапорная башня на станции Балезино, 2015.
Водонапорная башня на станции Балезино, 2015.
Водонапорная башня на станции Яр, 2016.
Водонапорная башня на станции Яр, 2016.

Другая особенность железнодорожья – это само движение. На главном и южном ходу Транссибирской магистрали (участок Сада-Балезино-Кузьма), (Кизнер-Камбарка) каждые 5-10 минут идут поезда в оба направления

Электровозы на станции Балезино, 2017.
Электровозы на станции Балезино, 2017.

А вот на тепловозных линиях совсем другая картина: где-то есть хорошее для однопутной линии движение (Ижевск-Пибаньшур или Агрыз-Акбаш), но есть и места, где с движением все печально, например, линия Люкшудья-Ува-Кильмезь, Ижевск-Воткинск или Яр-Верхнекамская. На Кильмезь часть железной дороги уже не принадлежит РЖД и частично зарастает.

Очень мне хотелось побывать в этих глухих местах, и прошлым летом во время автостопного путешествия по западной Удмуртии мы с другом добрались до п. Ува, где осмотрели станцию и участок линии в сторону Кильмези.

Поселок оставил прекрасное впечатление, он развивается, повсюду все строится. Но железная дорога никому здесь не нужна: зарастающие пути, очень слабый накат, а еще в 90-е годы ходил пассажирский поезд Ижевск-Кильмезь по 15-18 вагонов.

Зарастающие пути в окрестностях п. Ува, 2016.
Зарастающие пути в окрестностях п. Ува, 2016.

Сейчас железнодорожный транспорт в стране переживает не лучшие времена - рост цен, уменьшение пассажиропотока и составности вагонов, изменение количества маршрутов и расписания. Особенно это коснулось маршрутов на тепловозной тяге.

Несколько лет назад по Удмуртии ходило больше трех вагонов в разных направлениях, а теперь один, в лучшем случае в летний сезон два. Для многих населенных пунктов Ярского, Балезинского и Игринского района железная дорога является единственным сообщением с внешним миром, и во время поездок часто наблюдаю, как в отдаленных полустанках заходит и выходит большое количество людей, для которых поезда - это жизнь.

Находясь с ними в вагонах, чувствуешь себя двояко: приятно путешествовать, но за будущее беспокоишься.

Часть пригородных поездов в перспективе может быть полностью отменены, поэтому сохранение памяти о железной дороге через фотографию - это не только мое хобби, но это вклад в историю железной дороги. Мне важно сделать кадры, которые в недалеком будущем помогут людям представить время в котором жили мы.

Сейчас на Российских железных дорогах значительная часть подвижного состава находится на грани списания, например, электровозы ЧС4Т, ВЛ60, которые работают на территории Удмуртии, уже в ближайшие 2-3 года, вероятно, будут списаны, поэтому нужно действовать, фотографировать. Ведь те, кто придет после нас, будет представлять историю железных дорог.

Фотографировать из Кирова я езжу один. Но и в Удмуртии есть люди, которым не безразлична судьба родного края и близкой нам железной дороги. Компанию мне составляют друзья из Глазова, Ижевска, Увы. Мы фотографируем в разных частях республики.

Электропоезд ЭР9Т-709 сообщением № 6407 Глазов-Яр отправляется со станции Глазов, 2017.
Электропоезд ЭР9Т-709 сообщением № 6407 Глазов-Яр отправляется со станции Глазов, 2017.
Тепловозы ДМ62-1776, ЧМЭ3-2359 и электропоезд ЭД9М-1003/1031 на станции Яр, 2018
Тепловозы ДМ62-1776, ЧМЭ3-2359 и электропоезд ЭД9М-1003/1031 на станции Яр, 2018
Природные поезда Балезино-Ижевск и Воткинск-Ижевск прибыли на станцию Ижевск, 2015
Природные поезда Балезино-Ижевск и Воткинск-Ижевск прибыли на станцию Ижевск, 2015

Кроме фотографирования поездов, я коллекционирую разные билеты, расписания пригородных поездов, исторические книги. Я был очень рад, когда в Кировской областной библиотеке им. Герцена случайно наткнулся на книгу «Мы за ценой не постоим…» из истории строительства линии Ижевск-Балезино, которая посвящена созданию крупной рокадной линии, связывавшей столицу Удмуртии с Уралом и северным Приволжьем. Стать обладателем этой книги было непросто, но я приложил много усилий, чтобы найти ее и выписать.

Железная дорога для меня навсегда останется символом детства, путешествий, интересных впечатлений, открытий новых мест и знакомством с новыми людьми с историей железной дороги, открытие которой будет продолжаться дальше. Ведь работы впереди еще много…

Бывшая станция Сада, 2018.
Бывшая станция Сада, 2018.