Интерес к железной дороге появился у меня в раннем детстве, примерно в 1994-1995 гг. Начиналось с того, что в это время несколько раз в год мы с семьей ездили в гости к бабушке в п. Фаленки Кировской области.
Тогда ходил еще существовавший в те времена поезд Киров-Лесная, о котором мало кто уже вспомнит. Сам я родился в п. Песковка Омутнинского района Кировской области. Хороших автодорог в то время не было, и поезд был основным видом транспорта. Маршрут проходил по Кировской области и северо-западной Удмуртии. Хорошо помню, как приятно было ехать несколько часов под стук колес и приятный гул тепловоза, который я полюбил с детства.
Через несколько лет дневной рейс до Кирова сократили, поезд ходил только до станции Яр. Приходилось ждать электричку, а в это время я ходил по перрону и наблюдал за проходящими мимо поездами и считал вагоны пассажирских и грузовых составов, смотря вслед на восток, хорошо зная, что большая часть нашей страны расположена там.
Станция Яр вызвала интерес к железной дороге и вдохновила на будущие путешествия, в том числе и по Удмуртии.
В школьные годы, примерно с 3 по 6 класс, мы с друзьями часто приходили на вокзал станции Шлаковая к прибытию дневного поезда Яр-Верхнекамская, затем ждали его отправления и лишь потом довольные шли домой.
А путешествовать я начал с 2011 года. Мне давно хотелось побывать на станции Балезино, и вот моя мечта осуществилась.
Это крупный железнодорожный узел, здесь всегда много разного подвижного состава, все поезда в Балезино стоят не меньше 20 минут.
Именно здесь я погружаюсь в мир железнодорожья. Поездка сюда положила начало моему увлечению: с тех пор регулярно езжу в Удмуртию, и знакомлюсь с этим краем, и фотографирую поезда.
Многие населенные пункты Удмуртии исторически связаны с железной дорогой, например, поселки Яр, Балезино, Кез, которые были основаны во время строительства Транссибирской магистрали, а ведь это конец 19 века.
О том времени напоминают водонапорные башни, которые до сих пор стоят по соседству с вокзалами советской постройки, а ведь это уникально для нашего времени. Есть о чем рассказать нашему будущему поколению.
Другая особенность железнодорожья – это само движение. На главном и южном ходу Транссибирской магистрали (участок Сада-Балезино-Кузьма), (Кизнер-Камбарка) каждые 5-10 минут идут поезда в оба направления
А вот на тепловозных линиях совсем другая картина: где-то есть хорошее для однопутной линии движение (Ижевск-Пибаньшур или Агрыз-Акбаш), но есть и места, где с движением все печально, например, линия Люкшудья-Ува-Кильмезь, Ижевск-Воткинск или Яр-Верхнекамская. На Кильмезь часть железной дороги уже не принадлежит РЖД и частично зарастает.
Очень мне хотелось побывать в этих глухих местах, и прошлым летом во время автостопного путешествия по западной Удмуртии мы с другом добрались до п. Ува, где осмотрели станцию и участок линии в сторону Кильмези.
Поселок оставил прекрасное впечатление, он развивается, повсюду все строится. Но железная дорога никому здесь не нужна: зарастающие пути, очень слабый накат, а еще в 90-е годы ходил пассажирский поезд Ижевск-Кильмезь по 15-18 вагонов.
Сейчас железнодорожный транспорт в стране переживает не лучшие времена - рост цен, уменьшение пассажиропотока и составности вагонов, изменение количества маршрутов и расписания. Особенно это коснулось маршрутов на тепловозной тяге.
Несколько лет назад по Удмуртии ходило больше трех вагонов в разных направлениях, а теперь один, в лучшем случае в летний сезон два. Для многих населенных пунктов Ярского, Балезинского и Игринского района железная дорога является единственным сообщением с внешним миром, и во время поездок часто наблюдаю, как в отдаленных полустанках заходит и выходит большое количество людей, для которых поезда - это жизнь.
Находясь с ними в вагонах, чувствуешь себя двояко: приятно путешествовать, но за будущее беспокоишься.
Часть пригородных поездов в перспективе может быть полностью отменены, поэтому сохранение памяти о железной дороге через фотографию - это не только мое хобби, но это вклад в историю железной дороги. Мне важно сделать кадры, которые в недалеком будущем помогут людям представить время в котором жили мы.
Сейчас на Российских железных дорогах значительная часть подвижного состава находится на грани списания, например, электровозы ЧС4Т, ВЛ60, которые работают на территории Удмуртии, уже в ближайшие 2-3 года, вероятно, будут списаны, поэтому нужно действовать, фотографировать. Ведь те, кто придет после нас, будет представлять историю железных дорог.
Фотографировать из Кирова я езжу один. Но и в Удмуртии есть люди, которым не безразлична судьба родного края и близкой нам железной дороги. Компанию мне составляют друзья из Глазова, Ижевска, Увы. Мы фотографируем в разных частях республики.
Кроме фотографирования поездов, я коллекционирую разные билеты, расписания пригородных поездов, исторические книги. Я был очень рад, когда в Кировской областной библиотеке им. Герцена случайно наткнулся на книгу «Мы за ценой не постоим…» из истории строительства линии Ижевск-Балезино, которая посвящена созданию крупной рокадной линии, связывавшей столицу Удмуртии с Уралом и северным Приволжьем. Стать обладателем этой книги было непросто, но я приложил много усилий, чтобы найти ее и выписать.
Железная дорога для меня навсегда останется символом детства, путешествий, интересных впечатлений, открытий новых мест и знакомством с новыми людьми с историей железной дороги, открытие которой будет продолжаться дальше. Ведь работы впереди еще много…