Хакасия достигла катастрофической необходимости в увеличении налоговых поступлений.
Стратегия-2030: в правительстве Хакасии жестко поговорили об угле
«С теми отчислениями, которые мы имеем сейчас, развитие невозможно», - заключил глава Хакасии Валентин Коновалов при обсуждении Стратегии развития региона до 2030 года.
Об этом же заявила и министр финансов Хакасии Ирина Войнова. Из доклада своего коллеги Николая Евдокимова она поняла, что к 2030 году республика придет к светлому будущему, но не услышала, за счет чего это произойдет.
Напомним, исходя из проекта Стратегии к 2030 году численность населения достигнет 542 тыс. человек, продолжительность жизни вырастет до 80 лет, заработная плата - в 2,4 раза, уровень бедности сократится как минимум вдвое. Рост экономики увеличится как минимум в 1,6 раза, производства - в 2,2, собственные доходы - в 1,8 раза.
Основной упор Хакасия делает на промышленность, о чем стало ясно из доклада министра экономического развития республики Николая Евдокимова:
«Опорными точками роста экономики республики в прогнозном периоде по-прежнему останутся традиционно отрасли промышленного производства. Во-первых, добыча, обработка, производство электроэнергии, что составляет более 42% валового регионального продукта. В первую очередь, добывающая промышленность - добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, добыча металлических руд, цветных металлов и обрабатывающие производства.
В 2019 - 2030 годах среднегодовой темп роста индекса промышленного производства оценивается в 103,1. В среднесрочной перспективе поступательное увеличение объемов производства и добычи полезных ископаемых ожидается за счет доли выпуска продукции, в том числе и обогащения угля. Все угледобывающие предприятия до 2030 года перейдут практически на стопроцентное обогащение угля, что повышает его стоимость, соответственно, влияет на качественные характеристики отгружаемой продукции.
Перспективы добычи связаны с развитием, на мой взгляд, основного месторождения каменного угля - Бейского и деятельностью тех предприятия, которые сейчас осуществляют там работу - Восточно-Бейский, Аршановский, Майрыхский, КВСУ-Хакасия. Во втором квартале 2018 года был проведен конкурс на освоение участка недр Бейский Запад. Победителем признан Мейрыхский разрез».
Такое стремительное освоение хакасских недр приведет к серьезному увеличению объемов добычи угля. Уже по итогам 2019 года Хакасия добудет 27 млн тонн.
«Это достаточно большие объемы, с которыми Хакасия входит в четверку регионов РФ по добычи каменного угля. К 2030 году объем приблизится к 60 млн тонн. Опять же, по предварительным оценкам», - добавил Евдокимов.
Говоря об объемах, экономической выгоде, участники расширенного заседания практически ничего не говорили про экологический урон от такой масштабной разработки недр. Обеспокоенность вместилась в одно предложение:
«Экологические вопросы выходят на первый план. Про это забывать не должны».
Экология отдельно - деньги отдельно. Беда у Хакасии и с первым, и со вторым. Как верно отметил во время визита в Хакасию председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, вопросы экологии всегда в конфликте с экономикой. И добавил: «Вам ли это не знать?».
За счет чего мы все заживем счастливо?
Знать, и еще как. Вот только экономика совсем не в выигрыше. Вопрос о деньгах, как и положено по статусу, Евдокимову задала министр финансов:
«Не запомнила, к какому году мы подойдем к светлому будущему, но наверное, мы все дотянем. Не поняла, за счет чего мы к нему подойдем. За счет чего мы будем содержать наши школы, наши садики. За счет нацпроектов мы это все построим, а за счет чего будем содержать? Вы нам сейчас рассказали, как мы динамично развиваемся - энергетика, угольная отрасль, производство. Но ни слова не сказали о налогах.
На сколько налог прирастет? Пропорционально росту этих отраслей промышленности или ожидаем чего-то большего? Вы умышленно не говорите о налоговой составляющей, чтобы никого не обидеть или вы просто не проработали этот вопрос? Мне интересно, за счет чего мы все заживем счастливо?
Мне непонятно. Хочется, чтобы это был не просто документ, чтобы лишь бы сделать, а это должен быть рабочий документ, по которому мы должны все жить и работать, все ветви власти».
Валентин Коновалов, развивая тему налоговых отчислений, сравнил Хакасию с Кемеровской областью:
«Если сравнить налоговые поступления с соседней Кемеровской областью, результат совершенно не в нашу пользу. Одно из основных направлений - налоговые отчисления в бюджет, налог на прибыль должны к 2030 году вырасти кратно».
Тут за Стратегию вступился первый замглавы Хакасии Андрей Асочаков. Он уточнил, что Стратегия - лишь директива, основные направления, по которым все будут работать. Чтобы ее реализовать, нужно выполнить план мероприятий.
Как заметил председатель комитета по бюджету и налоговой политике Верховного Совета Хакасии Олег Иванов, без дисциплины по налогу на прибыль никакая стратегия выполнена не будет:
«Прежде чем начинать социально-экономическое планирование, нужно решить фундаментальный вопрос - чтобы платили налог на прибыль в бюджет, тогда мы можем с этим справиться. Минэкономики сегодня не занимается сегодня этим как главным вопросом. А старательно обходит стороной этот ключевой, базовый вопрос. Любая стратегия будет выполнена, если будет капитальная дисциплина по налогу на прибыль».
Председатель парламентского комитета по экономической политике, промышленности, строительству и транспорту Василий Шулбаев привел итоги анализа, согласно которому при колоссальном увеличении добычи угля налоги даже снизились. По его словам, если не будет создан бюджет развития, ни о какой стратегии говорить не придется.
«Действительно, нужно увеличивать налоговые отчисления в бюджет. С теми отчислениями, которые мы имеем, развитие невозможно», - подвел итог Валентин Коновалов.
Напомним, с проектом Стратегии социально-экономического развития Хакасии до 2030 года можно познакомиться, перейдя по ссылке.