В одном торговом центре стоят два суши-бара. Сушечные. Как киоски союз-печати, только вместо газет заворачивают суши.
Стоят рядом. Ну как рядом. Между ними не протиснуться. Гордо стоят лицом к лицу и конкурируют.
Один Самурай, другой Якудза. Дешевые и быстрые суши.
У меня есть знакомый. Он знает в сушах толк. Он был во всех суши-барах и суши-ресторанах города. Он сам прекрасно готовит суши. И ролы. Вообще он японо-китайскую кухню готовит обалденно. Но мы о сушах.
А живет мой знакомый в двух шагах от торгового центра. Любит суши, а готовить их ему некогда.
Сначала появился Самурай. Мой знакомый расколол его еще на стадии сборки: «тут будут суши! К сёгуну не ходи».
Он стал первым клиентом. Сначала каждый день спрашивал, когда уже прекратится стройка и будут суши. А потом купил сразу фирменный сет.
И сказал «Они умеют готовить рис. Это достойный меня рис, достойные меня суши и цена очень вкусная».
Он познакомился с шефом. То есть с владельцем сушечной и шеф-поваром в одном лице. Шеф был киргиз, но вылитый японец. Он проявил истинно самурайские качества, хлопнув дверью одного известного японского ресторана. Ибо это не бусидо заставлять мастера не докладывать в ролы начинку.
Ушел и открыл свой бизнес. Сушечную. Потому что рис варить реально умеет и начинки ему не жалко.
Мой знакомый обрел свой Путь к самурайской сушечной. И ходил по нему минимум раз в неделю.
Вскоре Самурай стал точечно расширяться – мастер поручил вертеть ролы двум очаровательным казашкам и ушел поднимать целину в другом торговом центре.
Девушки обхаживали моего знакомого как собственного данна – докладывали сушку-другую в подарок, обслуживали вне очереди, приглашали заходить еще. И он таки заходил. Потому что любит суши, в которых правильный рис.
А потом пришел Якудза. Построился на расстоянии вытянутого вакидзаси и стал внаглую вертеть ролы.
Мой знакомый ходил мимо Якудзы. Потому что закон чести. А еще привычка. И всегда говорил самурайским девушкам – не изменю я вам, сколько бы Якудза ни старался.
А потом девушки пропали. Ушли вслед за сенсеем. Точечно расширяться. Вместо них появились тощие кохаи, которых никто не предупредил о постоянном клиенте. Они были неразговорчивы, нерасторопны, медлительны. И не умели готовить рис.
И вот как-то раз мой знакомый пришел домой с сетом Якудзы. Продегустировал. И сказал «Сильно я на Самурая обиделся».
Теперь минимум раз в неделю он ходит к Якудзе. А Самураю, судя по всему, пофиг.
К чему я это все, коллеги-маркетологи. Может ну их этих постоянных клиентов? Их, небось, и так как икринок тобико в промышленной упаковке… Пусть идут к Якудзам, если что не нравится.