Найти тему
Красная Ручка

Школьная форма - рудимент или путь к успеху?

Оглавление

Некоторые родители считают, что форма нужна для того, чтобы дети не отвлекались во время учебы, кто-то думает, что форма укрепляет “командный дух”. Если в первом предположении есть доля правды, то вторая гипотеза навряд ли рабочая - все можно посмотреть в Инстаграме, и если кого-то что-то сильно потрясет, то одинаковая одежда в школе навряд ли поможет отвлечься. Зачем же тогда на самом деле нужна школьная форма?

Скрытый учебный план

В 1976 году социологи Сэмюэль Сэмюэль Боулз и Герберт Герберт Гинтис представили принцип соответствия (англ. “correspondence principle”) и скрытого учебного плана (англ. “hidden curriculum”). Работает этот принцип следующим образом: помимо видимого учебного плана в школах есть еще и скрытый учебный план, направленный не на получение знаний, а на приспособление школьника к работе в коллективе в будущем. Школа, по их мнению, подготавливает детей к работе. Происходит это в трех направлениях.

Первый элемент скрытой программы - существованию в иерархической группе и подчинение авторитету. В школе ученики обязаны слушаться учителя, уважительно относиться к администрации школы. На рабочем месте сотрудник, в зависимости от должности, то есть места в должностной иерархии, должен подчиняться начальству, для успешного функционирования всей организации. В этой параллельности и заключается принцип соответствия. Стоит отметить, что Боулз и Гинтис рассматривали школу именно как институт подготовки класса, обслуживающего буржуазию.

Второе направление - выработка мотивации к деятельности. Ученики стремятся хорошо выполнять свои учебные обязанности для получения хороших, в идеале отличных отметок. Перейдя из статуса ученика к статусу работника, человек обретает новую мотивацию - деньги. Однако, принцип остается тем же: чем лучше работаешь, тем большую зарплату получаешь (в идеальной модели, конечно).

Третье - фрагментация деятельности. Школьная программа предполагает разделение учебных предметов, что кажется совершенно логичным, однако, отголосок скрытой учебной программы здесь тоже присутствует. В школе ученик подготавливается к тому, то на работе он также столкнется с разноплановыми задачами, требующими переключения внимания и перераспределения сил.

Все под контролем

Все это воспитывает в учениках дисциплину. Однако, это качество важно не только “для будущей работы”, но и для достижения успехов в других сферах. Об этом говорят результаты исследований Анжела Ли Дакворт о связи самоконтроля и успехов в школе (ее выступление на TED можно посмотреть здесь: https://www.ted.com/talks/angela_lee_duckworth_grit_the_power_of_passion_and_perseverance/transcript?awesm=on.ted.com_huUZ&source=twitter&utm_medium=on.ted.com-twitter&utm_campaign=&utm_content=addthis-custom&utm_source=direct-on.ted.com&language=ru#t-244708). Если кратко, то именно само-дисциплинированность является решающим фактором, который определяет то, насколько ученик будет успешным во взрослой жизни.

Сегодня

Итак, причем здесь школьная форма? В современной школе принуждение носить только такую одежду, которую можно, является одним из способов тренировки дисциплины. Да-да, здесь важен именно сам факт принуждения, с которым ученик учится существовать. Согласен он или нет, школьник все равно с понедельника по субботу по утрам надевает, может быть, неудобную, может, некрасивую одежду, тем самым он учится подчинению правилам и закаляет волю. Не думаю, что современные школы закладывают в жилетки с эмблемами такой глубокий смысл, на мой взгляд, это что-то ближе к традициям. Но, на мой взгляд, свои функции форма может выполнять и сегодня.