Найти тему
Red_Future

Сальвадор Альенде и система Киберсин. Часть 3

Работа над проектом "Киберсин" шла на фоне огромных экономических трудностей в Чили. Политика Сальвадора Альенде встретила острое противодействие со стороны латифундистов. Как только стали известны результаты выборов 1970 года, крупные скотоводы начали забивать скот. Скотоводческая Ассоциация Огненной Земли до того, как ее гигантские имения были экспроприированы, забила 130 тыс. стельных коров и отправила на скотобойни еще 360 тыс. телок. Другие владельцы скота, чьи имения простирались по границе Чили с Аргентиной, перегнали свои стада в Аргентину. Было подсчитано, что забой овец составил 330 тыс. Аграрная реформа сопровождалась самочинными захватами крестьянами земли бежавших из поместий латифундистов. Национализация бумажной промышленности, наряду с недовольством рабочих этой промышленности, вызвала обвинения Альенде в стремлении установить монополию на печать.

В ходе национализации возникла напряженность в отношениях с США, когда североамериканские фирмы, вложившие большие капиталы в медеплавильную промышленность Чили, отказались принять компенсацию. В результате чилийские корабли груженые медью, подходили к одному европейскому порту за другим, не получая разрешения на разгрузку. Кроме того, США приняли беспрецедентные меры по подрыву экономики Чили, выбросив на мировой рынок часть стратегических запасов молибдена и меди по низким ценам, лишив, таким образом, чилийцев главного источника экспортных доходов. Правительство пыталось диверсифицировать экономику, однако в полной мере эти планы не успели реализоваться. В ноябре 1972 года Чили объявила частичный мораторий на выплату внешнего долга (то есть дефолт), результатом чего стало прекращение кредита и бегство капиталов. Местные предприниматели стали перекачивать свой капитал за границу, свёртывать рабочие места на предприятиях, создавать искусственную нехватку продовольствия в стране.

Недовольство режимом Альенде выражали так называемые "гремио". Так в Чили называли класс мелких предпринимателей, которые контролировали значительную долю торговли, снабжения, транспорта. В октябре 1972 года общенациональная забастовка дальнобойщиков, испуганных национализацией, грозила парализовать страну. В ответ Альенде ввёл чрезвычайное положение и отдал приказ конфисковать неработающие грузовики. Большинство рабочих отказались поддержать забастовку и стали на сторону Альенде, который, в свою очередь, позвал в правительство военных. Командой Киберсин на основе Кибернет были сформированы центры управления по всей стране. Центр получал до 2000 телексов в день, которые фильтровались с помощью специальной программы. Всё это помогло преодолеть забастовку.

Несмотря на эти события, в феврале 1973 "Киберсин" был официально запущен в действие. Примерно 70 процентов социально-промышленной экономики страны было охвачено "Кибернетом".

Помимо экономических трудностей, много проблем было и с самим проектом. Сказывалась уже упомянутая нехватка современного оборудования и квалифицированных кадров. Один из директоров "Киберсин" отмечал тогда, что «с каждым днём все больше людей хотели работать на проекте», но при всём наплыве кадров система до сих пор отказывалась работать надлежащим и своевременным образом. В одном из случаев менеджер цементной фабрики обнаружил, что надвигающаяся нехватка угля может остановить производство на его предприятии, поэтому он отправился на угольную шахту, чтобы лично уладить проблему. Спустя несколько дней от "Киберсин" поступило уведомление, предупреждающее о потенциальной нехватке угля — проблеме, которую он уже решил. Учитывая подобные задержки, фабрики теряли стимул сообщать свои данные.

Некоторые участники проекта описывали процесс заводского моделирования как «откровенно технократический» и «спускаемый сверху». Проект всё больше скатывался в бюрократизацию.

Тем не менее, когда в августе гремио предприняли вторую попытку свержения правительства, организовав новую забастовку водителей, с помощью "Киберсина" этот кризис удалось преодолеть. Были созданы две ситуационные комнаты, присоединённые к сети связи страны через систему «Кибернет». Работала система фильтрации сообщений. Кабинет министров и высшее промышленное руководство получило возможность реагировать на сообщения в реальном времени. В течение этого периода работало от 10 до 30 процентов действующих в обычных условиях грузовиков. Благодаря круглосуточному ими управлению удалось поддержать тот же уровень снабжения страны топливом и продуктами питания, как и до забастовки. Государственные предприятия, играющие стратегическую роль в экономике страны, получали установленную им норму сырья. С.Б. объяснил, что это стало возможным благодаря тому, что транспортные системы повсеместно характеризуются большой избыточностью — стоит только представить себе простаивающие грузовики, железнодорожные вагоны на запасных путях, под разгрузкой и огромные задержки судов в портах. Вся эта избыточность транспортных средств была задействована и подчинена быстро поступающим распоряжениям об их использовании, в том числе за счёт сокращения времени на подготовку к выезду и неэффективного использования рабочего дня.

Сальвадор Альенде во время выступления

В марте 1973 года Альенде переизбрался на 2 срок с результатом 43% голосов избирателей. Но к лету 1973 года страна фактически разделилась на два враждующих лагеря — сторонников Альенде и его противников. Правые силы при прямой поддержке США готовились к совершению государственного переворота.

Продолжение следует...