В конце прошлого года российские и зарубежные СМИ всколыхнула новость о неожиданно всплывшем удостоверении разведчика.
И все бы ничего, некоторые СМИ не стали бы даже рассматривать подобную новость как инфоповод, если бы не имя, которое стояло внутри - Владимир Путин.
Про то, что сегодняшний глава государства служил в разведке известно давно. Мы тоже неоднократно об этом писали , но это была служба в советской разведке, а не германской. Но откуда тогда удостоверение?
Разбираемся
Этот документ на протяжении многих лет лежал незамеченным в архиве, где его нашел местный архивариус, руководитель дрезденского филиала ведомства по изучению архивов - Конрад Фельбер. По словам Фельбера, это удостоверение было выдано 31 декабря 1985 года и ежегодно продлевалось вплоть до конца 1989 года. Именно в это время Путин работал в Дрездене в качестве сотрудника советского КГБ.
"Это отнюдь не обязательно означает, что Путин работал на "Штази", - уточнил архивариус.
Как пояснил Фельбер, благодаря удостоверению, выданному "Штази", Путин имел возможность посещать отделы МГБ ГДР, не подвергаясь тщательному контролю. А в некоторых отделах, или в архиве было на что посмотреть. Министерство госбезопасности опутало сетью осведомителей всю страну. Вербовали даже школьников. 170 тысяч человек были сексотами "Штази". Офицеры вместе со своими стукачами строчили донесения, и пухли досье, стоявшие в сверхсекретном архиве МГБ, полки которого протянулись аж на 180 километров…
В расчёте на душу населения, ни в одной стране мира не было столь многочисленной спецслужбы, как в Восточной Германии.
В 1989 году, в канун падения Берлинской Стены, в штате Министерства госбезопасности ГДР состояло более девяноста тысяч сотрудников. То есть на одного сотрудника "Штази" приходилось в среднем 180 жителей ГДР. Даже в СССР это соотношение было значительно меньше: один чекист приходился на шестьсот граждан страны. А, скажем, в Чехословакии – один – на полторы тысячи. Так что гэдээровские "бойцы невидимого фронта" побили все рекорды.
Нередко можно встретить такую аргументацию: мол, нельзя подходить к спецслужбам с двойными стандартами, разведка нужна любой стране, и "Штази", и КГБ делали большое, важное дело, и так далее, и тому подобное. Но давайте всё же называть вещи своими именами. Разведывательной и контрразведывательной работой занималась десятая часть сотрудников "Штази". Не о "разведке" здесь идёт речь, а о громадном репрессивном аппарате, о тайной идеологической полиции, жестоко подавлявшей любые проявления недовольства, служившей не Отечеству, не Родине и не народу, а партийно–государственной клике. Все вместе взятые разведывательные и контрразведывательные службы Западной Германии насчитывали даже в разгар "холодной войны" пятнадцать тысяч человек. А в "штази", напомню, работало более девяноста тысяч. Плюс военные спецслужбы, плюс пограничные и транспортные войска… А, между прочим, население ГДР было в четыре раза меньше, чем население ФРГ.
Но хватит цифр, вернемся к теме статьи - удостоверения президента. Как оно оказалось в архиве германской разведки? Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя данную публикацию, сказал, что "во времена Советского Союза, и КГБ, и "Штази" были партнерскими службами, поэтому, наверное, нельзя исключать и такого обмена удостоверениями".
Но данная версия ставится под сомнение в немецких СМИ, ведь как заявил Конрад Фельбер, архивариус, "имя Путина не значилось в документах, в которых фиксировалось выдача удостоверений советским военнослужащим", а значит версию обмена документами можно исключить.
Но есть еще одна версия, более жизнеспособная
Разумеется, шпионажем Министерство госбезопасности ГДР тоже занималось. Причём, Главное управление "А" (так называлась служба внешней разведки) достигло здесь поистине небывалых успехов. Это объясняется, прежде всего, тем агентам "Штази" было легко и проникнуть в Западную Германию, где они, в основном, действовали, и раствориться в ней. Языкового барьера не существовало, а число иммигрантов из восточной части Германии в западную исчислялось миллионами: попробуй, вылови здесь разведчика–нелегала. Типична история самого знаменитого гэдээровского шпиона – Гюнтера Гийома, который в течение нескольких лет, вплоть до своего разоблачения в 1974–ом году, был личным референтом канцлера ФРГ Вилли Брандта. Вместе с женой, также сотрудницей госбезопасности, Гийом за двадцать лет до этого перебрался в Западную Германию и сделал здесь блестящую карьеру в социал–демократической партии.
Легко удавалось "Штази" не только внедрять, но и вербовать агентуру в ФРГ. Сказывалась и то, что многим западным немцам трудно было воспринимать ГДР как "чужую" страну, и общность менталитета… Кроме того, "Штази" очень щедро платило. Ну, разумеется, методы психологического воздействия, компрометации, шантажа и подкупа также были доведены до совершенства. Поэтому "Штази" располагало агентами и в политическом руководстве ФРГ, и в разведке, и в контрразведке… Так что вполне возможно, что среди подобных агентов был и сегодняшний президент России - Владимир Путин. Поэтому и сохранилось удостоверение в архивах, это ведь немцы, они ничего не теряют.