В наши дни становится все меньше автомобилей, способных уверенно съехать с асфальта. Полный привод все чаще делают на основе фрикционных муфт вместо дифференциалов, жесткие принудительные блокировки подменяются электронными имитациями.
Все эти меры хороши, если вы 90% времени проводите в черте города, или бездорожье сводится к неочищенной от снега дороге или грунтовке.
Mitsubishi имеют в своем арсенале решения для всех. Особняком среди полноприводных трансмиссий стоит Super Select (SS). Эта система на рынке с 91 года, и она уже успела сменить 2,5 поколения. Давайте разбираться, что за супер выбор дает эта система водителю, и чем она так полюбилась?
Режимы работы и конструкция
Mitsubishi в своей трансмиссии придерживаются идеологии: всем внедорожным оборудованием распоряжается тот, кто сидит за рулём, а электроника только страхует.
Super Select сменил 2 поколения и одно обновление, но логика его работы и принципиальная схема остались неизменными. Раздаточная коробка имеет двуступенчатый редуктор (передаточные числа 1 и 1,9 (2,57 для 2+)) и межосевой дифференциал с возможностью отключения передней оси, а также его блокировки вискомуфтой (Torsen в 2+) или принудительно. Всеми этими переключениями заведуют 2 подвижных зубчатых муфты (одна с 2-мя положениями, вторая с 3-мя).
Водителю же на выбор предоставляются следующие режимы: 2H, 4H, 4HLc, 4LLc + R/D Lock . Что они значат?
Советую прочитать – про раздаточные коробки, про работу дифференциала, про блокировки дифференциалов.
2H - задний привод
Такой режим позволяет передвигаться по дорогам с твердым покрытием и максимально экономить топливо, т.к. в редукторе включена прямая передача (нет дополнительных потерь мощности в зубчатых зацеплениях), дифференциал заблокирован (узел вращается как единое целое), а передачи крутящего момента на переднюю ось нет. У такого режима есть еще одно возможное применение - вы можете потренироваться в контролируемом заносе (разумеется на безопасной площадке).
Если двигаться прямо на скорости до 100 км/ч, то, отпустив педаль акселератора, можно переключиться на режим 4H.
4H - полный привод с автоматической блокировкой
Если в режиме 2H ни о какой проходимости и устойчивости речи идти не могло, то 4H - режим на все случаи. Он наделяет автомобиль максимальной стабильностью на дорогах с любым покрытием, обеспечивает лучшую активную безопасность, т.к. за раздачу крутящего момента между осями заведует дифференциал (разный для каждого из поколений).
Если съехать в таком режиме на бездорожье, то начнет работать автоматическая блокировка, которая реагирует на разность скоростей вращения передней и задней осей (вискомуфта замыкает между собой привод задних колес на корпус дифференциала). Случилась пробуксовка - дифференциал заблокировался, все просто и понятно. Т.к. блокировка срабатывает с запозданием, то для суровых условий такой вариант не подойдет, для этого в трансмиссии есть и другие режимы.
Не забудьте поставить лайк 👍 и подписаться, если считаете, что автор не зря готовит такие материалы!
Теперь самое интересное: блокировка в раздаточной коробке SS.
4HLc - полный привод с жесткой блокировкой дифференциала
Вы решились взять штурмом неприступный маршрут? Надеяться на автоматическую блокировку не стоит - перевод селектора в режим 4HLc поможет. Муфта выбора режима перемещается дальше по оси (в сторону цепи) и, за счет своей конструкции, замыкает собой корпус дифференциала на привод передней оси. Дифференциал заблокирован, теперь крутящий момент распределяется в зависимости от возможностей по сцеплению каждой из осей.
В таком режиме можно ездить только по поверхностям с низким коэффициентом сцепления, т.к. возможны значительные перегрузки элементов трансмиссии из-за циркуляции мощности.
4LLc - полный привод с жесткой блокировкой дифференциала и пониженной передачей
Самый суровый режим, пригодится там, где описанных выше вариантов работы трансмиссии не хватает - требуется больший крутящий момент на колесах, а также меньшие скорости движения. В игру вступает не работавшая до сих пор муфта выбора передачи в редукторе. Ее перемещение возможно только при полной остановке автомобиля - так что готовимся заранее.
Этот режим может помочь при преодолении сложного рельефа, либо при движении по тяжелым мокрым или рыхлым грунтам.
Блокировка заднего межколесного дифференциала R/D Lock
Палочка выручалочка, если вы поймали диагональное вывешивание, или одно из задних колес имеет минимальное сцепление с покрытием. Работает на скоростях до 12км/ч, противопоказано включать на дорогах с хорошим покрытием!
Разница поколений Super Select
Обобщим разницу поколений в одной таблице
Как видите, между собой I и II поколения очень похожи. Почему Mitsubishi обновленное II поколение не назвало III лично для меня загадка, т.к. компоновка и конструктив - оригинальны.
Если Вы поддержите эту статью - в следующей я покажу различия конструктива всех поколений Mitsubishi Super Select!
P.S.
Ставьте лайк 👍 , делитесь статьей, подписывайтесь на канал, комментируйте - это поможет мне понять, на чем стоит остановиться подробнее, какие темы осветить, что Вам, читатели, интересно!