«Счастливое лето» — так называется новая книга известного прозаика и журналиста Аллы Докучаевой. Она представляет собой сборник избранных произведений, написанных в разные годы. Независимо от жанра, они отличаются острым сюжетом, тонким психологизмом, глубоким знанием жизни и правдивостью деталей.
Любовь КОЛОКОЛОВА
В книге две повести: «Route к смерти» — детективная история, действие которой переносится из сегодняшних дней в годы войны с фашизмом, и «Московские звезды» — повествование, частично автобиографическое, уносящее во времена юности и молодости автора. Тему любви, всесторонне представленную в «Московских звездах», продолжают семь небольших рассказов, где героями выступают и совсем молодые люди, и умудренные жизненным опытом представители старшего поколения. Один из рассказов — «Счастливое лето» — дал название сборнику. В нем автор повествует о событиях в жизни двух молодых людей, встретившихся на Олимпиаде в Москве. Она — из Башкирии, он
— иностранец с африканскими корнями. 1980 год... В то время сложно было остаться вместе двум влюбленным из разных стран, к тому же если у девушки есть обязательства перед близкими.
Довольно объемный сборник (208 страниц) читается на одном дыхании. Повесть «Route к смерти» (route
— по-немецки «дорога», «маршрут») я впервые прочитала в журнале «Бельские просторы». Остросюжетное произведение печаталось в двух номерах. Первую часть я «проглотила» в электронном виде, как только ее опубликовали на сайте журнала, а вторую часть прочла в магазине издательства «Китап», увидев свежий номер на книжной полке. Очень хотелось поскорее узнать конец детективной истории, так похожей на реальную. На этот раз действующим лицом художественной прозы Аллы Докучаевой стал не просто уголовник, а военный преступник. В войну он служил охранником на секретном немецком объекте и отличался особой жестокостью. На счету изверга было немало жертв, в том числе из бывших советских военнопленных. Через много
444444444441
СПРАВКА
Алла Анатольевна Докучаева — член Союза писателей с 1994 года, заслуженный работник культуры Башкортостана. Автор 23 художественных и документальных книг, лауреат нескольких литературных и журналистских премий. Есть у нее также стихи для детей и томик избранной лирики.
лет затаившегося близ Вены фашиста настигла справедливая кара.
Повесть «Московские звезды», написанная в 1989 году, печаталась в одном из первых сборников Докучаевой, которые сейчас стали библиографической редкостью. Автор рассказывает о своей учебе в университете и работе в редакции молодежной газеты. И хотя Алла Анатольевна не называет город, где начиналась трудовая биография ее главной героини Лилии Чугаевой, ясно, что речь идет о ее родном Нижнем Новгороде, тогда еще городе Горьком.
Полагаю, особый интерес эта повесть вызовет у журналистов — как начинающих, так и с солидным стажем. В ней очень хорошо передан дух того времени, конца 50-х — начала 60-х годов, когда судьбу любого издания решала партия, когда трудно было выбиться в люди без поддержки сверху. И далеко не всегда продвижение по службе зависело от степени таланта сотрудников газеты. Автор создает обобщенные, но узнаваемые образы своих коллег: карьеристка Марианна Шикунова, романтик Сашка Баранцев, беспринципный «профи» Валерий Сердюк, приспособленец Юлий Бугорский, талантливый, но непрактичный Гриша Геллер и многие-многие другие. В повести использованы отрывки из личных писем, полученных автором. Разумеется, несколько измененные.
Непросто складывалась карьера у Лили Чугаевой, которой пришлось совмещать работу ответственного секретаря с воспитанием маленького сына, но, благодаря упорству и оптимизму героини, ей удалось выбраться из сложной жизненной ситуации. Неожиданная концовка этой повести, впрочем, как и многих других произведений Аллы Докучаевой, — в духе признанного мастера парадоксальных развязок писателя О. Генри. Оттого проза «уфимской Агаты Кристи» (так ее прозвали в 90-е годы коллеги) читается с особым удовольствием. И еще нельзя не отметить точность и меткость словесных характеристик героев, мастерство построения диалогов, где каждое слово взято из жизни. В них и ирония, и юмор, и сочные народные выражения. Речь передается просто и естественно, причем владение разными стилями у автора, городской жительницы, поразительное (например, рассказ «Шарф в голубую полоску» о судьбе деревенской девчонки, некоторые страницы «Московских звезд»).
Сборник вышел в издательстве «Башкортостан» тиражом 500 экземпляров. Обложку оформил уфимский художник Алексей Скворцов, автор иллюстраций к произведениям — Алиса Скворцова-Дьякова.
Безусловно, «Счастливое лето» это очередная удача талантливого и неутомимого автора. Добавим, что каждый год у Докучаевой выходит по од-ной-две книги, еще она продолжает сотрудничать со многими республиканскими газетами и журналами.
Стихи приходят сами, не спросись. Иногда в самые неподходящие моменты, когда нет под рукой ни бумаги, ни карандаша. И приходится повторять в уме строчки, чтобы не забыть, донести до дома и успеть записать.
Бывает, что стихотворение пишется на одном дыхании. Но чаще вначале приходят только первые две строки. В них уже заложен размер, интонация и тема стиха. Остальное приходится додумывать.
Тема может быть неожиданной. Но иногда просыпается в душе старая тема, которая жила в тебе некоторое время, может быть, даже годы. И ты уже написал об этом не одно стихотворение, но не сумел выразить то, что хотел. Тема тебе не давалась. И вот, в один прекрасный момент, стихотворение рождается. Может, звезды благоприятствовали?
Что такое стихи? Это, наверное, стихия. Которая срывает маски с будничных вещей.
Борис Пастернак писал, что «существует несоответствие между недолговечностью человека и надолго задуманной огромностью его задач. При этом несоответствии он вынужден смотреть на вещи по-орлиному зорко и объясняться мгновенными <...> озарениями. Это и есть ПОЭЗИЯ.
А метафоризм — стенография большой личности, скоропись ее духа».
Когда стихотворение написано, начинается сладкая мука — доведение его до совершенства.
Вот оно, перед вами, и вы смотрите на него, как мать смотрит на своего ребенка, и не видите недостатков. Это естественно.
Чтобы взглянуть на стихотворение со стороны, нужно немного отстраниться, остыть. Дайте ему полежать хотя бы дня три и тогда. вы увидите все недочеты, над которыми придется работать.
Хотя «увидеть» — тоже надо уметь. Лично у меня не всегда получается: что-то видишь сразу, что-то позже.
Где-то я читала о том, как работал над стихом Иосиф Бродский. Написав стихотворение, он прятал его на несколько дней в ящик письменного стола, а затем говорил: «Надо “устервить”!» Первым делом, он вычеркивал все лишние слова, «воду», оставляя самую суть.
Каждое стихотворение нуждается в огранке, его необходимо долго и тщательно шлифовать, и тогда оно, как драгоценный камень, заискрится, заиграет всеми красками.
18-21.09.2000 г.