Помните ли вы свою первую учительницу? Я - очень хорошо. Валентина Анатольевна - безупречные локоны, тихий красивый голос, бледно-сиреневый вязаный костюм, мягкое «д» в слове «дверь» и всегда добрые глаза. Все мы, такие разные, любили ее и до сих пор навещаем, спустя почти 30 лет. В следующем году в школу пойдет уже мой сын, и когда я задаю себе вопрос «какого учителя я бы хотела своему ребёнку?», то в ответ вижу вот этот самый образ Валентины Анатольевны, скроенный из добра, тепла, терпения и нежности взгляда...
Конечно, как и все современные родители, я в курсе, что за 30 лет мир круто изменился: ритм ускорился, в моду вошли Монтессори-педагогика, ментальная арифметика и Петерсон. Что первоклассникам теперь недостаточно просто уметь читать, а важно читать хотя бы 60-70 слов в минуту. Что английский лучше начинать с первого класса, а башкирский - со второго, Гагаринские олимпиады пропускать не стоит, а главное - всегда, всегда надо помнить о ЕГЭ. Система требует от учителей результатов, оценок, призовых мест, рейтинга и наград, им больше некогда полчетверти изучать «жи-ши-пиши-с-буквой-и». И это выводит в профпортрете учителей начальных классов авторитарность, строгость и целеустремлённость на первые места.
Я понимаю и родителей, которые тоже выбирают для своих первоклассников педагогов, работающих на результат и железную дисциплину в классе - все знают, что как в первые годы учеба пойдет, так она и продолжится дальше. Расслабляться, опять же, некогда: в вузы бешеный конкурс, а двоечникам "дорога в армию и в дворники". Да, жаль перегружать детей, но ничего, тяжело в ученье - легко в бою! Конечно, и я желаю сыну школьных успехов, но уверена, чтоглавная задача первого учителя - в другом.
Ведь для ребёнка первый учитель - главный авторитет во внешнем мире. До школы он существует в окружении безусловной любви и что бы ни сделал - все прекрасно и заслуживает похвалы. Нарисовал картинку? Замечательно. Рассказал стишок - потрясающе. В классе же начинается тотальная оценка: яркость картинки и пересказ стиха будут сравнивать с работами ещё 30-ти детей. А оценивать будет учитель, и его единственное мнение станет для первоклассника истиной в последней инстанции. Это потом, в 10-11 лет включится критическое мышление и дети начнут соображать, что Марья Ивановна бывает и не права. Но в начальной школе и самооценка учеников, и их отношение к учебе и школе - полностью в руках первой учительницы. Если от неё идут поддержка, приятие, дружелюбие, одобрение и акцент на личных достоинствах - это мощный задел на будущее: проснётся познавательная активность, появится стремление подтянуть свои недостатки и проявить способности. Школа станет добрым хорошим местом, куда будет тянуть каждое утро. Если же ребёнок только и слышит про себя: "читает медленно, соображает туго, запоминает плохо" - его уверенность в себе и своих способностях быстро растает и каждое очередное замечание будет дополнительным гвоздем в нежелании учиться и ходить в «эту дурацкую школу».
Для маленького человека школа сама по себе - вызов истинной природе семилеток. По 40 минут каждый урок сидеть за партой ровно, не вертеться, решать одни и те же похожие примеры, вставлять пропущенные буквы, считать клеточки между словами... А так хочется бегать, ловить кузнечиков, поговорить с другом и обнять маму! А ещё маленький человек (как, вообще-то, и любой человек) может учиться, усваивать что-то, только в атмосфере покоя и безопасности. И если учитель повышает голос, критикует, торопит, дергает и раздражается - никакой учебы не будет. Можно властным окриком заставить озорника Васю сидеть ровно, но нельзя после этого ожидать, что в его голове будут образовываться новые нейронные цепи - так уж устроен человеческий мозг. Можно раз за разом критиковать скорость чтения Пети, но глупо верить, что после череды упреков семилетний Петя придёт домой, возьмёт секундомер и засядет над книгой.
Отсюда и вытекает, что нет ничего важнее атмосферы доверия, тепла, дружелюбия и покоя в классе. Дети, на самом-то деле, так устроены, что они хотят учиться, познавать, изучать - им только нужно создать условия, показать, что математика бывает веселой, а русский язык - полезным. Разрешить им иногда вертеться - иначе как же они будут заводить друзей? Позволить бойкому артисту ответить у доски, а стеснительному тихоне - рассказать стихотворение в общем хоре.
И будет ли первый учитель моего ребёнка седовласой опытной дамой с регалиями и классическим арсеналом или юным неокрепшим выпускником вуза, вооруженным инновациями - не в этом суть. Лишь бы учитель сумел стать его самым дорогим и любимым человеком во внешнем мире, умел выделить его сильные стороны и вместе обсудить трудности, найти решения. И каждой встречей, каждым уроком вселял бы все большую уверенность в его силы. Это, может быть, 30 лет назад было достаточно один раз выучиться и получить профессию на всю жизнь, а в современном мире человеку требуется учиться постоянно - и под силу это будет не затюканным критикой детям, а тем, кому с первым учителем повезёт!
Автор статьи: Екатерина Маслухина.