Найти в Дзене
Сквозь искусство

Как повлиял на искусство клуазонизм?

Всем привет! Сегодня мы будем вблизи рассматривать такое направление как клуазонизм (опять французы, да!), что от французского cloisine - перегородка. И, что самое важное, разберём, как клуазонизм повлиял на развитие современной живописи. А он повлиял, не сомневайтесь :) Как зарождался клуазонизм Как и многие другие течения постимпрессионизма, клуазонизм зародился в конце 19 века, параллельно с такими течениями как неоимпрессионизм, интимизм и многие другие пост-измы. Клуазонизм, как и пуантилизм, скорее особая техника письма, которая повлияла на изображаемые сюжеты. Истоки его стоит искать в Понт-Авенской школе (это такой небольшой прибрежный городок на северо-западе Франции, где начиная с 1850х годов любили в летний период отдыхать и творить художники), а если ещё точнее, то в дружбе и совместном творчестве таких художников как Поль Гоген, Луи Анкетен и Эмиль Бернар. Если попытаться воспроизвести конкретную дату, то историки искусства склоняются к 1887 году, когда Луи Анкетен с Эм
Оглавление

Всем привет! Сегодня мы будем вблизи рассматривать такое направление как клуазонизм (опять французы, да!), что от французского cloisine - перегородка. И, что самое важное, разберём, как клуазонизм повлиял на развитие современной живописи. А он повлиял, не сомневайтесь :)

Как зарождался клуазонизм

Как и многие другие течения постимпрессионизма, клуазонизм зародился в конце 19 века, параллельно с такими течениями как неоимпрессионизм, интимизм и многие другие пост-измы. Клуазонизм, как и пуантилизм, скорее особая техника письма, которая повлияла на изображаемые сюжеты. Истоки его стоит искать в Понт-Авенской школе (это такой небольшой прибрежный городок на северо-западе Франции, где начиная с 1850х годов любили в летний период отдыхать и творить художники), а если ещё точнее, то в дружбе и совместном творчестве таких художников как Поль Гоген, Луи Анкетен и Эмиль Бернар.

Если попытаться воспроизвести конкретную дату, то историки искусства склоняются к 1887 году, когда Луи Анкетен с Эмилем Бернаром применили к живописи основной подход из витражной техники - разбивали холст на цветовые зоны, которые очерчивались широкими изгибающимися контурами фигур и зон, как бы отгораживая части друг от друга. Для чего? Чтобы придать декоративность и вовсю использовать возможность чистых цветов проявить себя.

Поль Серюзье - Ливень. Отличный пример клуазонизма с его цветовыми пятнами и видимыми контурами
Поль Серюзье - Ливень. Отличный пример клуазонизма с его цветовыми пятнами и видимыми контурами

Клуазонизм как художественное течение прожил буквально пару лет, но зато дал жизнь таким направлениям как синтетизм и стал основой творчества Поля Гогена. Если бы эту технику не изобрели, то мир никогда бы не увидел работы “синего периода” у Пикассо, вряд ли бы восхищался работами Брака эпохи кубизма, и, возможно, лишился бы такого направления в живописи как символизм.

Эмиль Бернар - Рабочие.
Эмиль Бернар - Рабочие.

Без кого клуазонизм не стал бы популярным?

Безоговорочно номером один будет Поль Гоген, про него я уже писал в статье о гениях-одиночках (ссылка). Но хочу отметить несколько особенностей творчества и пару картин, которые он написал после знакомства с клуазонизмом. Конечно же, первым и самым важным здесь будет его “Видение после проповеди”, созданное в 1888 году. Но и в поздних работах мы сможем увидеть сильное влияние этой техники на творчество Гогена.

Поль Гоген - Видение после проповеди. Полотно было создано под влиянием клуазонизма, на нём прекрасно видны цветовые пятна, жирные контуры, упрощение изображаемых предметов.
Поль Гоген - Видение после проповеди. Полотно было создано под влиянием клуазонизма, на нём прекрасно видны цветовые пятна, жирные контуры, упрощение изображаемых предметов.

Вторым по известности, но не по значимости, идёт Эмиль Бернар, который по праву считается ядром Порт-Авенской группы. Он совместно с Анкетеном разрабатывает технику клуазонизма, чтобы в последствии в начале 20го века уйти ещё дальше в символизм, а после и к классической венецианской живописи, всем своим творчеством доказывая, что одаренным художникам тесно в рамках одного стиля или направления.

Эмиль Бернар - Бретонки с зонтиками
Эмиль Бернар - Бретонки с зонтиками
Эмиль Бернар - Гитара. На этой картине видно, как художник отходит от созданной им технике, но при этом некоторые приёмы остаются: контуры, яркие цвета.
Эмиль Бернар - Гитара. На этой картине видно, как художник отходит от созданной им технике, но при этом некоторые приёмы остаются: контуры, яркие цвета.

Третьим стоит назвать Луи Анкетена, но опять таки, не потому, что он сделал меньше или был менее примечательным творцом. Просто невозможно писать обо всех сразу :) Помимо разработанного им совместно с Бернаром клуазонизма, он же стал родоначальником и более технически продвинутого направления в живописи, под названием синтетизм, о котором я напишу в ближайшем будущем. Помимо неоценимого вклада в развитие искусства своим новаторским подходом, Анкетен так же был известен как великий теоретик искусства.

Луи Анкетен - Авеню Клиши, Париж.
Луи Анкетен - Авеню Клиши, Париж.
Луи Анкетен - Девушка, читающая газету
Луи Анкетен - Девушка, читающая газету

Отличительные черты клуазонизма

Несмотря на то, что многие течения постимпрессионизма в чём-то схожи между собой, однако нельзя не выделить черты, характерные только клуазонизму. Давайте начнём:

  • Широкие контуры основных элементов композиции;
  • Контрастные цвета, практически без переходов и полутонов;
  • Упрощённая прорисовка изображаемых предметов и фигур;
  • Минимальная проработка деталей
  • Яркая палитра, свойственная всем постимпрессионистам.

Вместо послесловия

Как вам краткий экскурс в клуазонизм? Надеюсь, что основные особенности мне удалось раскрыть и в коротком материале, а если у вас возникли какие-либо вопросы - смело пишите их в комментариях!

Про неоимпрессионизм вы можете прочесть тут, а про гениев-одиночек постимпрессионистов здесь. Так же рекомендую узнать и про интимистов. Вскоре вас ждёт ещё больше статей про наших с вами современников и уже классиков конца 19 - начала 20 века!

Ну а пока ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии, если есть какие-либо пожелания по тому о чём вам захочется спросить или почитать, я всегда рад обратной связи.