41 год в эксплуатации: заложен 24.02.88 г., спущен 01.09.90 г., введен 28.04.92 г., списан 28.01.31 г. «Двенадцать апостолов» стал очередным барбетным броненосцем. Он вышел на много меньше кораблей типа «Екатерина II». Его оснастили более скромной номенклатурой вооружений. Это было обусловлено вопросом нехватки денег. Морское министерство искало способы оптимизации и экономии.
Его называют то четвертым, то пятым черноморским броненосцем. «Двенадцать апостолов» создавали и вводили одновременно с последними кораблями предыдущей серии. В составе флота он появился после «Синопа» и перед задержавшимся «Георгием Победоносцем». Вот и получается, что по вступлению в строй он четвертый, а по своему индивидуальному проекту – пятый.
Водоизмещение хотели ограничить 8 тыс. тонн. Нос и корму по ватерлинии не планировали бронировать. Должна была получиться своеобразная эрзац-«Екатерина II». Но и броненосцем береговой обороны он явно не был.
Строительство началось в Николаеве в феврале-марте 1888 г.
Еще около года в МТК доводили проект, направляя заводу различные изменения и улучшения.
Контракт на машины подписали с Балтийским заводом. В Англии на этот раз заказали только броню. Работы на стапеле заняли 2,5 года или 30 месяцев. В акватории верфи корабль достраивали еще около полутра лет. По выходу из Николаева на броненосце отсутствовала артиллерия главного калибра и часть брони. Все это предполагалось установить уже в Севастополе. Дооснащение завершили осенью 1892 г.
В апреле и мае 1892 г. провели целую серию ходовых испытаний.
Машины показали отличное качество, без труда развивая 14-15 узлов. Этого было достаточно, чтобы считать проектное задание исполненным. Стандартная вместимость угольных бункеров обеспечивала дальность в 3200 миль на 10 узлах. Пресной воды на борту было на 14-ть суток. Броненосец обладал всем необходимым и для действий в Средиземном море.
У корабля в наличие был таран. Внутри корпуса предусмотрели одиннадцать водонепроницаемых отсеков. Он мог бы принять при необходимости до 694 т. угля. Для этого пришлось бы использовать все имеющее пространство, понятно, что в реальных условиях такие опыты не проводились. Однако полезным было рассчитать максимальную загрузку.
Бронирование состояло из пояса, двух казематов и траверзов. При общей длине корпуса в 104,2 м., пояс ограничивался 68-ю м. Нижний каземат в длину был 64,5 м., верхний – 14,5 м., вместе они образовывали цитадель. Самые толстые 356-мм плиты располагались в районе ватерлинии. Барбеты были защищены 305-мм бронеплитами и 64-мм колпаками.
Его вооружили четырьмя 305-мм орудиями главного калибра в барбетах, по два ствола в одной установке. Четырех 152-мм пушек было чрезвычайно мало. Противоминная артиллерия насчитывала 26-ть скорострельных орудий. Под них отвели места на артиллерийской палубе, спардеке, мостиках. Одним словом, для создания нужной плотности огня задействовали все имеющиеся свободные площадки.
В списках вооружений значились шесть торпедных аппаратов, четыре минных катера, броненосец мог нести на борту минные заграждения. Такое разнообразие в минно-торпедном оснащении обуславливалось характером ведения войны на Черном море. Постановка заграждений и уничтожение транспортов были для него гораздо более характерны, чем эскадренные сражения.
Проектная мощность машин равнялась 8500 ЛС, реальная – 8746 ЛС, форсированная – 11500 ЛС. Машины были трехцилиндровыми и тройного расширения. Балтийский завод достиг того технологического уровня, когда у него без опаски можно было заказывать машины и сопутствующее оборудование. Смущает другое, что к концу 80-ых гг. ближайший к Черному морю компетентный производитель находился в Санкт-Петербурге.
Первая кампания «Двенадцати апостолов» после поступления в состав действующей эскадры датирована 1893 г.
Однако в 1894-1905 гг. новый корабль использовался командованием достаточно умеренно. На его счету в этот период только шесть полноценных кампаний. В течение четырех лет, начиная с 1896 г., броненосец находился в резерве и в море практически не ходил.
На кампанию 1903 г. его вывели из вооруженного резерва и зачислили в Практическую эскадру. В связи с началом Русско-японской войны в 1904 г. понадобилось больше учебных судов. Все лето 1904 г. на «Двенадцати апостолах» занимались обучением новых экипажей. Из-за ухудшения ситуации на Дальнем Востоке остаток года он провел в составе главных сил Черноморского флота.
Одним-единственным боевым эпизодом для корабля летом 1905 г. стало столкновение Черноморской эскадры с мятежным «Потемкиным».
К 1907 г. броненосец провел на службе 14 лет. Перед Морским министерством встал вопрос о его перевооружении. Командование флота хотело получить бюджет для продления срока службы «Синопу», «Георгию Победоносцу» и «Двенадцати апостолам».
В предложении значилась замена барбетов с 305-мм орудиями на башни, оснащенные современными 254-мм пушками. Планировали сделать перепланировку помещений внутри каземата для увеличения количества средней артиллерии. Проработали новую схему бронирования и модернизацию главной энергетической установки. Изменения могли бы затронуть все наиболее важные характеристики, но одобрения они не получили.
Второй раз идея перестройки корабля появилась в 1909 г., и тоже не нашла поддержки. В 1911 г. с выбывшего из флота броненосца начали снимать вооружение, и к лету 1914 г. его перевели в разряд блокшивов. В 1925 г. «Двенадцать апостолов» сыграл главную роль броненосца «Князь Потемкин-Таврический» в одноименном фильме С. Эйзенштейна. И это выступление на закате карьеры ему, безусловно, удалось.