Сейчам много пишут о том, что производители плятят аптекам маркетинг за продажу их лекарств. Предлагают запретить, штрафовать, лишать сертификата. А что делать нам? Болезнь близкого человека всегда неожиданность и мы бежим в проверенную аптеку и с надеждой скупаем все рекомендованные нам лекарства.
Как это работает?
1. Мы не верим врачам и аптека стала местом куда мы обращаемся за советом. 50% населения, не обращалась в поликлинику за последние 12 месяцев по данным Ipsos Healthcare. О чем это говорит? Не стало болезней? У половины населения России не бывает кашля?
Конечно нет! Мы переносим болезнь на ногах, штудируя интернет изучаем симптомы, спрашиваем мнение о лечении у знакомых, помним, что нам помогло в прошлый раз и бежим... в аптеку за советом - какое же лекарство нас спасет?
2. Мы верим, что фармацевт после 2-3 лет обучения в училище знает не меньше врача. Так 44% покупателей, указывают там заболевание или симптом, по данным другого исследования той же компании. Для меня всегда было загадкой почему у нас вера выпускнице фармколеджа из Пятигорска выше, чем врачу?
А что нам продают в аптеке? Во что верит выпускница фармколледжа в белом халате, чья зарплата напрямую зависит от суммы нашей покупки?
3. Фармацевт верит в личный опыт. Все та же Ipsos Healthcare выяснила, что 82% фармацевтов рекомендуют "проверенный" препарат.
Вам интересно, как фармацевты "проверяют" препарат, что влияет на их мнение?
Не секрет, что в средней аптеке около 6500 наименований препаратов, а в большой - более 14000. Хочу вам сказать из своего опыта, что впихнуть такое количества товара в аптеку и разложить по полочкам не простая задача, а в голову фармацевта... вообще маловыполнимая. .
Поэтому существует целая индустрия "борьбы за место в голове" фармацевта. Вокруг него прыгает и пляшет большая толпа и создает ту самую "проверенность препарата".
~ Аптечные сети создают корпоративные университеты, в которых учат, как грамотному консультированию, так и знаниям по наиболее НУЖНЫМ сети брендам.
~ У окошка в аптеке рядом с покупательской очередью, выстраивается вторая - из медицинских представителей. Они между продажами пытаются вложить в головы фармацевтов знания об ПРОДВИГАЕМЫХ ими препаратах, показывая на планшетах от мультиков до самых современных медицинских данных.
~ На компьютерах устанавливают всевозможные подсказки, справочники. Используют интеллектуальный поиск и высвечивают предложения дополнительных покупок. Чтобы сотруднику не приходилось долго копаться в памяти, а быстро и комплексно обслужить покупателя по прописанному в офисе сети АЛГОРИТМУ.
Вы все еще верите в рекомендации фармацевта?
Вы не такой доверчивый? Вы сами принимаете решение о покупке? Тогда напоследок еще пара цифр: и только половина (54%) покупателей рецептурных препаратов и 41% с запросом на безрецептурные препараты покупают в итоге лекарство за которым пришли (первоначального запроса). Вдумайтесь только в половине случаев мы получаем то, за чем пришли, даже если у нас был рецепт.
Обращаясь в аптеку за помощью, мы верим человеку в белом халате, даже больше, чем хорошему доктору. Так 2/3 (66%) покупателей следуют рекомендациям провизора, а по факту мы попадаем в хорошо отлаженную систему продаж "продвигаемых" препаратов и становимся заложниками политики сети или производителей.
А что делать потребителю?
1. Не поленитесь, посмотрите в интернете информацию по лекарству и аналогам
2. Уточните у фармацевта какие еще есть препараты в этой группе и их стоимость
3. Спросите чем они отличаются? Попросите достать и прочесть инструкцию из упаковки. Убедитесь сами в словах фармацевта.
4. Если у вас есть сомнения, попросите привести выписанный врачем препарат под заказ (если его нет в наличии) или настаивайте на известном вам лекарстве. Лекарства - это не область для экспериментов.
5. Если позволяют финансы, всегда выбирайте оригинальный лекарственный препарат.
6. Внимательно относитесь к покупке препаратов зарегистрированных как БАД или продаваемых только в этой сети аптек.
И конечно будьте здоровы, активны и полны сил!
PS. А почему вы доверяете аптекарям больше чем врачам?