В феврале 1943 года майор Королевской армии Норвегии профессор-физик Лейф Тронстад, заканчивая инструктаж, смотрел на стоящих перед ним в строю диверсантов и думал о предстоящей операции.
Сделать предстояло то, что не смогли сделать британские парашютисты три месяца назад, в ноябре 1942 года. А именно - уничтожить лабораторию-завод по производству «тяжелой воды» в Веморке, западнее городка Рьюкан в Норвегии. Бездарно организованная британским Управлением специальных операций (УСО) операция привела к тому, что отряд коммандос, стартовавших на двух планерах с 34 десантниками, был уничтожен немцами практически сразу же.
Задача осложнялась тем, что после провала операции немцы значительно усилили охрану объекта.
А объект был непростой. Британской разведке было известно, что еще до второй мировой войны в Норвегии был построен завод по производству «тяжелой воды», необходимой для проведения экспериментов в области атомной энергии. Завод располагался на вершине водопада Рьюканфоссен в горах Хардангервидда (Бесплодные горы), одном из самых диких уголков и труднодоступных уголков в Европе.
После начала войны и немецкой оккупации Норвегии в апреле 1940 года завод был захвачен немцами, которые использовали его в своих исследовательских работах по обеспечению Германии электроэнергией с помощью атома, а в конце войны - по созданию атомной бомбы.
С приходом новых хозяев производство «тяжелой воды» было увеличено до 3000 литров в год, а позже, по распоряжению рейхскомиссара в Норвегии, было приказано увеличить производство до 10 000 литров в год и организовать отправку ее в Германию, где ученые работали над созданием атомного чудо-оружия.
Эта информация не могла не обеспокоить правительства государств-союзников и, несмотря на то, что ученые приводили расчеты о невозможности получить быстрые результаты с таким количеством воды, было принято решение предотвратить поставку «тяжелой воды» в Германию.
Британское Управление специальных операций (УСО) успешно внедрило своих агентов среди инженеров, работающих на объекте, и доставило в горы группу из 4 человек добровольцев, задачей которых была подготовка площадки в горах для высадки большой группы диверсантов. Именно эта операция и провалилась, а коммандос, участвующие в ней, погибли или были казнены нацистами. И теперь в горах скрывались четверо агентов, завод исправно работал, а операцию надо было начинать сначала…
* * *
Именно об этом и думал сейчас норвежский физик-беглец Лейф Тронстад, заканчивая инструктаж и глядя на 6 человек, отобранных и прошедших подготовку для участия в операции «Ганнерсайд». Он, хорошо знавший завод и расположение его внутренних помещений, был уверен, что группа после необходимых тренировок хорошо представляет объект и сможет найти и уничтожить оборудование в цеху высокой концентрации.
За последние месяцы ситуация в районе завода осложнилась: немцы усилили охрану, увеличили количество патрулей, пустили ток по проволочному ограждению, устроили на подходах минные поля и увеличили количество прожекторов, в случае тревоги заливающих светом все пространство на территории завода и вокруг него. В районе постоянно курсировал автомобиль с радиопеленгатором. В ближайших населенных пунктах проходили облавы и проверки документов, задерживались люди и были обысканы все дома в Рьюкане и долине.
Вместо того, чтобы повторять британский опыт проведения армейской операции норвежцы разработали альтернативную вариант операции, строящийся на скрытной работе диверсионной группы, использующей не столько силу, сколько ловкость и хитрость для уничтожения объекта. Этот вариант был согласован с британским УСО, которому после провала своей операции и потери четырех десятков коммандос ничего не оставалось, как отдать инициативу в руки норвежцев.
Задача была крайне рискованной. Поэтому майор Лейф Тронстад, заканчивая последний инструктаж перед вылетом, выдал каждому капсулу с ядом на случай провала операции и угрозы плена, и произнес:
- Я не могу рассказать вам, почему эта миссия так важна, но, если вы добьетесь успеха, ваша слава будет жить столетия в памяти Норвегии.
Операция «Ганнерсайд» началась.
16 февраля 1943 года, несмотря на непростые погодные условия, группе, возглавляемой вторым лейтенантом норвежского спецназа Йоахимом Рённебергом, удалось высадиться в районе озера Скрикен, где, собрав в ночи контейнеры с провизией и боеприпасами, два дня укрывались от пурги.
Но ждать её окончания времени не было, поэтому было решено двигаться в заданный район.
Только через неделю группа смогла встретиться со ждавшими их агентами, преодолев 30 километров по глубокому снегу с тяжелыми ношами на плечах.
Сразу же началась подготовка к проникновению на завод. Веморкский завод располагался на крутом склоне горы. Диверсанты, осматривая ущелье, убедились, что пересечь незаметно сильно охраняемый мост без боя не удастся, это подставит под угрозу успех операции.
Подойти к объекту, спустившись сверху, тоже не представляется возможным из-за минных полей на склонах. Поэтому норвежцы выбрали трудный обходной путь, который позволял им, спустившись с гор в долину, подняться из неё на крутую заледенелую скалу, на которой стоял завод.
26 февраля группа из 8 человек, оставив двоих людей на базе, начала движение к заводу. К вечеру добрались до спуска в долину с плоскогорья. В 3-х километрах внизу светились электростанция и завод, слышался гул работающих турбин.
Отдыхали сутки. На следующий вечер начали спуск по заледеневшему склону. Через несколько часов отряд оказался на дне ущелья, перешел через полузамерзшую реку. Впереди было двести метров крутого подъема на скалу, со стороны которой немцы не ожидали нападения. Поднявшись, группа преодолела заграждение и, сняв часового, проникла на запертый объект через кабельную трубу. Заложить взрывчатку под баки из нержавеющей стали с «тяжелой водой» было делом нескольких минут. Запальные шнуры подожгли в начале второго часа ночи и начали отход.
Уже за периметром завода они услышали грохот взрывов, звуки сирены и крики охраны. Задача была выполнена.
На поиск диверсантов бросили крупные армейские подразделения и части СС. Две недели почти десять тысяч человек безрезультатно вели поисковую операцию в горах. Но норвежцы как будто испарились. Им удалось, разделившись на группы, одним уйти на восток в нейтральную Швецию и перебраться в Британию, а другим - продолжать борьбу Сопротивления в Норвегии.
Разрушение лаборатории забрало у немцев самое дорогое – время. Полгода у них ушло на восстановление производства. И тогда американцы, к этому времени играющие главную роль в планировании и проведении операций с британцами в Европе, приняли привычное решение - провести бомбардировку объекта. 16 ноября 1943 года на завод было сброшено почти 200 тонн бомб. Были разрушены жилые дома, убиты два десятка мирных норвежцев, потеряны две "Летающие крепости" и причинены незначительные повреждения заводу.
Но всё же нервы у немцев не выдержали и они, разобрав завод, вывезли оборудование в Германию.
Сегодня мы почти не слышим о «тяжелой воде», современная технология использует другие принципы управления ядерной реакцией, но опасность проведения подобных исследований и возможное появление атомной бомбы в руках нацистов подвигло 10 героев-бойцов норвежского Сопротивления, рискуя жизнью, внести свой вклад в победу над фашистской Германией, замедлив планы по созданию страшного оружия массового поражения.
Хотя теперь известно, что германская ядерная программа так и не смогла приблизиться к производству бомбы, она, без сомнения, послужила стимулом для запуска Манхэттенского проекта.
Но это совсем другая история…