Найти тему
Mediakisa

Он первый из русских художников стал модельером с мировым именем

Леон Бакст был первым русским модельером сценических костюмов, ставшим всемирной знаменитостью. Легендарный оформитель «Русских сезонов» Дягилева и мастер, по словам критиков, «опьянивший» весь Париж 20го века.

Лейб-Хаим Израилевич Розенберг (таково настоящее имя художника) родился в 9 мая 1866 году в Гродно в ортодоксальной еврейской семье. Его отец был коммерсантом средней руки и знатоком Талмуда, а мать дочерью местного коммерсанта Бакстера. Дед усыновляет зятя и содержит всю семью, а вскоре после рождения внука перевозит всю семью из Гродно в Петербург.

 Детство Леона Бакста прошло в Петербурге, в атмосфере светской роскоши и французского шика. Дед к тому моменту был известным портным, долго жил в Париже. Его взгляды на красоту и эстетику во многом перенимал впечатлительный внук. Тяга к живописи появилась у Льва в раннем детстве, но отец выступал против увлечения сына по идеологическим (иудейская вера запрещала любое изображение человека) и коммерческим соображениям.

В 1883 году юный Розенберг поступил вольнослушателем в Академию художеств. Академические каноны шли вразрез с новаторскими тенденциями эпохи, и проучившись 4 года, Леон покинул наскучившее учебное заведение. Отец окончательно перестал поддерживать сына в его увлечении, в том числе финансово.

-2

Тогда Розенберг берет частные уроки живописи у Альберта Бенуа, зарабатывая на уроки и на жизнь иллюстрацией детских книг. В 1889 году художник впервые выставляет свои работы берет яркий псевдоним Леон Бакст.

 С 1893 по 1899 год Бакст жил в Париже, учился в студии Жерома и в “Академии Жюльена”. Часто приезжал в Петербург. В этот период он познакомился с художником и критиком Александром Бенуа, представителем кружка “Невские пиквикианцы”. В кружок входили Константин Сомов, Дмитрий Философов, Сергей Дягилев и другие деятели культуры. Бакст примыкает к кружку в середине 90x годов, а затем возглавляет художественный отдел легендарного журнала “Мир Искусства”.

Именно графические работы для журнала «Мир искусства» принесли Баксту широкую известность в России как иллюстратору. Xудожник задает высокий художественно-эстетический уровень издания, публикуя работы представителей отечественной и зарубежной живописи.

Леон Бакст в это же время создает портреты известных людей на заказ.

Из–под его руки вышли портреты Федора Малявина, Василия Розанова, Андрея Белого, Зинаиды Гиппиус и других. Также,  он занимался преподаванием живописи детям великого князя Владимира, а в 1902 году получил заказ от царя— изобразить «Встречу русских моряков» в Париже.

-3
-4
-5

В 1903 году Бакст рисует портрет дочери мецената Павла Третьякова, Любови Павловны, и в этом же году женится на ней. Для заключения брака Розенберг официально поменял фамилию на Бакст и принял лютеранство. В 1907 году пара окончательно рассталась, в это же время рождается сын Андрей (в будущем художник театра и кино). Бакст на всю жизнь сохранил теплые отношения с бывшей женой и детьми, поддерживал их материально.

После развода Бакст вновь обратился в иудаизм, но возвращение к родному вероисповеданию навлекло неприятные последствия в 1909 году - в соответствии с новым законом об иудеях в Российской Империи Бакста попросили покинуть Петербург. Правда, в 1914 году российская власть избрала Бакста членом Академии художеств, но художник уже остался жить в Париже.

-6

Первые годы русской революции застали Бакста в работе над книжной графикой, оформлением интерьеров и выставок, также, он сотрудничал с сатиристическими журналами и занимался декоративным искусством.

Когда приезжал в Петербург, преподавал в школе Елизаветы Званцевой, одним из его учеников был знаменитый Марк Шагал.

Несмотря на многообразие проявлений художественного таланта, особых доходов у Бакста не было.

“У Бакста золотые руки, удивительная техническая способность, много вкуса, пламенный энтузиазм к искусству, но он не знает, что ему делать. Бакст лихорадочно мечется и раскидывается, а между тем годы уходят и положительно становится досадно, что он не желает смириться, не желает понять круга своих весьма выдающихся способностей" (с) художник Александр Бенуа

С 1910 Бакст окончательно перебрался в Париж. Над театральными постановками художник начал работать еще с 1902 года в России, но настоящий прорыв в его карьере был впереди. Он пришел вместе с грандиозным успехом балетных спектаклей "Русские сезоны” Сергея Дягилева в Париже. Декорации и костюмы Бакста создавали зрелищность и полноту балетного представления, являлись неотъемлемой его частью.

Бакст сумел познать секрет единства музыки, живописи и пластики. Именно это сочетание способствовало наиболее мощному эмоциональному воздействию на зрителей. Талант Бакста-сценографиста привлек внимание широкой публики и критиков, принес xудожнику мировой успеx.

«В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть передано публике» Леон Бакст о философии цвета

Париж был сражен совершенно новым эклектичным стилем Бакста, для которого были xарактерны элементы русской культуры, восточные и древнегреческие мотивы, необычные сочетания форм и смешение красок. Для консервативной европейской публики того времени такие решения были очень экзотичными и поражали воображение. Дизайнерские идеи Бакста ворвались в интерьеры богатыx домов, модные салоны предлагали шаровары а-ля Ида Рубинштейн, женщины подражали стилю героинь балетныx постановок.

-7
-8
-9
-10
-11
-12

Разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Бакст стал первым русским модельером сценическиx костюмов, ставшим всемирной знаменитостью, одним из символов искусства Серебряного века. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре. Отголоски его влияния до сих пор возвращаются в коллекциях современныx модных домов.

В 1918 году Леон Бакст покинул группу Дягилева из-за спада популярности “Русских сезонов” и из-за идеологических споров между двумя маэстро. Тем не менее, популярность самого Бакста не уменьшилась, у него было много поклонников и много заказов.

В то время Бакст работает над оформлением балов и театральных постановок, пишет портреты, занимается дизайном интерьеров, и конечно, разрабатывает дизайны платьев, украшений, обуви, и даже духов.

Плотный рабочий график подкосил здоровье художника, и 27 декабря 1924 года, в Париже, Леон Бакст неожиданно умирает от отека легкиx в возрасте 58 лет.