Почему новое поколение всегда изобретает свой язык и предпочитает пользоваться им, а не официальным? Почему в середине ХХ века в СССР девушку называли чувиха, а не девушка? Почему сегодня молодежь говорит квест а не игра, хайтер вместо склочник?
Потому что язык – надежный показатель своих и чужих. Свои понимают друг друга. Чужие не понимают. Старое поколение четко знает, что такое соха, борона, топорище, но не знает, что такое интерфейс, бейсик, юзабилити. Новое поколение ровно наоборот, понятия не имеет о значении первых приведенных слов, но как само собой разумеющееся понимает слова второй группы.
Вы знаете, почему образование дворян включало изучение, например, древнегреческих мифов? От этих знаний нет же никакого практического толку. С таким же успехом могли бы заучивать обитателей загробного мира цивилизации инков или народов Крайнего Севера.
Делалось это с единственной целью: чтобы своих отличать от чужих. По одежде не отличишь, кто перед тобой, торговец или дворянин. Любой разбогатевший крестьянин или ремесленник имел такие же индикаторы материального благополучия, как и дворянин.
Гарантированным отличием был язык, который пользовался человек. Люди из разных социальных слоев не понимали друг друга так же, как люди разных национальностей. Общение сводилось к эпитетам и коротким фразам и даже слова «подай/принеси». Даже более глубокие бытовые темы были невозможны к обсуждению. Поэтому дворянину был сразу понятно, кто перед ним.
Руководство СССР состояло из выходцев из низов. Они рассудили: если народ стал господином, значит, ему положено все, что положено господам. Если господам было положено изучать мифы Древней Греции, значит, и народ теперь этому должен обучаться.
Всех стали всех учить мифам. Зачем, почему – этим вопросом никто не озадачивался. Вчерашними рабами двигало желание «быть как господа». Ключевой элемент фразы «как» – не «господами», а «как господами». У настоящих господ знания имели рациональный смысл. У «как господ» знания были непонятно зачем скопированным подражанием.
Советские люди кичились своим образованием, начитанностью и эрудицией. Действительно по сравнению со средним американцем были начитаны и в древнегреческие мифы знали лучше. А американскому народу власть не торопилась давать подобных знаний. Не потому, что не могла, а потому что смысла не видела тратить время и силы людей на изучение того, чего им никогда в жизни не пригодится. Их учили исключительно вещам, которые пригодятся на практике.
Это были не только технические знания, но и формирование активной позиции в реальной жизни. Например, в американских школах и ВУЗах по сей день детям вкладывают мысль, что они право имеют. Учат выступать на публике, готовить доклады, быть инициативными при виде нарушений.
Благодаря этому в американском городке невозможна ситуация, когда мэр ворует, все это знают и молчат. Потому что людей со школьной скамьи приучают реагировать. В наших же школах дети тратят время преимущественно в никуда. Посмотрите, как россияне реагируют на ворующего мэра, и вы сразу поймете, чему их учили, а чему нет.
С советских времен населению прививали мысль, что власть – это не «ночной сторож», а что-то из сферы божественного. При такой установке у людей включалась логика «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Ворует мэр, ну и пусть ворует – ему положено, он же мэр.
На этом простом примере видно значение образования. Я здесь не смогут до самых основ раскрыть эту тему. Детально она раскрыта в книге «018 Секс, Блокчейн и Новый мир». К сожалению, автор этого труда пожелал остаться неизвестным. Кому интересны корни явлений, тому очень рекомендую ее к прочтению.
В заключение скажу, что образование – это создание образа. Гончар не может начать работать с куском глины, пока не составит в голове образа, что же конкретно он хочет сделать, горшок или кирпич. И только после этого он приступает к работе.
Сознание – это кусок глины. Чтобы придать ему образ (дать образование), как минимум, нужно представлять форму, какую хочешь получить на выходе. Если представления нет, на выходе будет примерно тоже самое, что получится, если взять кусок глины и просто мять его, понятия не имея, какую форму хочешь вылепить.
Большинство окружающих нас людей неглубоки и поверхностны не потому, что от природы такие, а потому что те, кто их образовывали, понятия не имели, чего же они из них хотят получить. Если бы их образование было в руках людей, который понимают, чего хотят на выходе, а не просто на работу ходят, мы бы имели совсем других людей. Но они не понимают. Речь не про учителей, это исполнители. Речь об институтах, ставящих задачи учителям. А если еще глубже, о центре, из которого эти институты получают указания. Вот тут собака зарыта. Если вы самый главный и не знаете конечной цели, если все на уровне общих слов, вы физически не сможете заказать, какой формы вам нужны детали. Чтобы заказать детали для самолета, нужно знать, что я строю самолет. Если же я знаю, что строю что-то хорошее, но что конкретно – не знаю, заказы к исполнителям будут такими же – сделайте мне что-нибудь хорошее. Ну вот они и делают – мнут глину
На фоне сказанного в сочинении новым поколением отличного от официального языка можно увидеть подсознательный протест коллективного разума против существующей ситуации.
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fdrive.google.com%2Ffile%2Fd%2F1wnWQUpk8nvpMspEMwUsMlxTzs2zG1Ol7%2Fview%3Fusp%3Dsharing&el=snippet