В 2017 году британская фирма Airfix пополнила ассортимент моделей Ме-262 в 72ом масштабе своей новинкой — Messerschmitt Me262A-la. При кажущемся изобилии моделей этого самолета новинка была вовсе не бессмысленной и нашла свою нишу на рынке. А сегодня мы представляем вам подробный рассказ о этой модели, включающий обзор и стройку.
Сам Me-262 - машина известная всем любителям авиации и военной истории. Первый в мире серийный и воевавший реактивный самолет имеет интересную и поучительную историю. Бесспорно сам самолет оставил глубокий след в истории авиации. Ну а любители альтернативной истории любят уходить в мечтания на тему того, что было бы, если бы Ме-262 пошел в серию раньше и как бы и он изменил ход войны. Тем не менее само по себе самолет просто выглядит весьма красиво, и для любого коллекционера - это интересный прототип в коллекцию.
Прототип модели - первая и основная серийная модификация "Ласточки" - A-1a. Эта модификация стала самой массовой и самой "боевой" версией Ме-262. Подробнее почитать о ней можно на Уголке Неба.
Набор увидел свет в 2017ом году. По уровню исполнения и общему подходу модель схожа с другими новыми моделями Airfix.
Рассмотрим все это поближе, в обзоре.
Упаковка - красная коробка из тонкого глянцевого картона в фирменном "фиксовском" стиле. Варианты окраски отображены на лицевой и торцевой части коробки. Сама коробка - довольно нежная и требует бережной пересылки. Литники запакованы в общий пакет, "стекляшки" лежат в своем отдельном пакете, как и декали. В целом упаковка красивая, качественная, но не самая надежная.
Инструкция - цветная книжка формата А-4 + глянцевый вкладыш со схемами окраски. Довольно объемная и подробная, процесс сборки выглядит долгим, хотя по факту - просто слишком сильно разбит на отдельные операции. Про грузик в нос - не забыли. Как обычно - палитры цветов для окраски мелочевки нет, только указания на номера цветов из палитры Humbrol прямо в этапах инструкции, это неудобно.
Схемы окраски и нанесения декалей - цветные, подробные, понятные. Тут цвета уже нормально показаны. Проекции даны со всех сторон.
Вариантов окраски - два.
1. Me262A-1A "жетная тройка" 9/Kampfgeschwader J54 Нойбург-на-Дунае, Бавария, Германия, март-апрель 1945 года. Машина несет однотонный камуфляж верхних поверхностей в RLM 83. Существует фотография этой машины после аварии на посадке и более позднее фото - в разукомплектованном состоянии на свалке авиационной техники.
2. Me262A-1A "зеленая четверка" командира эскадрильи Stab II./Jagdgeschwader 7 по имени Theodor Weissenberger, Кальтенкирхен, Германия, январь 1945 г. Серийный номер WNr.111002. Этот пилот летал на нескольких Ме-262, фото 4ки мне удалось найти всего одну. Машина несет камуфляж из RLM 81 и 82 и довольно сложный молтинг по бортам фюзеляжа.
В целом оба варианта подтверждены фото и схемы окраски не вызывают нареканий.
А вот свастику не завезли, политкоректность…
Декаль отличается отличным качеством печати и тонким лаковым слоем. Правда по опыту работы с В-17 хочется отметить то, что декаль все же довольно жесткая и требует прорезания по расшивке при нанесении.
Отливки из стандартного для Аирфикса серого пластика. Клеится и обрабатывается этот пластик без проблем.Литье хорошее, членение на детали логичное и удобное. Огрехов литья почти нет, стыки прессформ на мелочевке почти незаметные. Следы толкателей почти все в невидимых местах, кроме пары толкателей в нише шасси.
Прозрачные детали кристальные, но толстоватые и дают некоторое искажение. На прозрачные БАНо фикс пожадничал.
Деталировка модели вполне на уровне, но без откровений. Хорошо проработана кабина и ниши шасси, для изкоробочной сборки. Правда пилот на фоне всего этого выглядит слабо. Проработка поверхности неплохая, есть несколько накладных панелей, замки оруженых отсеков объемные, болты крепления изображены внешней клепкой на киле и внутренней на центроплане. На колесах - неплохой протекторА вот крой - в стиле фикса, глубокий и довольно широкий. При этом на стыках половинок фюзеляжа он почти пропадает. Многим это может не понравится, но для начинающих моделистов - несомненный плюс, можно красить кистью и не бояться потерять расшивку. Да и по опыту сборки моделей с таким кроем могу сказать что после грунтовки и финальной покраски такой крой смотрится вполне адекватно.Кроме того на мотогондолахгондолах не показаны 2 ряда треугольных заборников в задней части, у сопла. Из подвески даны только подвесные баки.
Стыковка у модели хорошая, но на стыке мотогондол с крылом возникает неприятный уступ, который потребует шпаклевки. Так же нужно сточить следы толкателей изнутри крыла, иначе они будут мешать нормальной стыковке.
К геометрии нареканий в сети не звучало, учитывая то, что при создании новых моделей Аирфикс применяет 3д сканирование прототипов - можно быть уверенным в хорошей копийности модели.
Само-собой напрашивается сравнение модели с наиболее популярными аналогами - моделями от Revell и Academy. К сожалению сравнение только поверхностное. Модель от Ревелл в целом неплоха и имеет чуть лучшую проработку поверхности, тех же лючков. Но главная проблема модели от Ревелл - глухие ниши шасси, которые нужно прорезать и сильно дорабатывать. Кроме того в наборе немецкой фирмы фонарь дан одной деталью и открыть его без хирургического вмешательства нельзя.Модель от Академа страдает проблемами с геометрией, хотя и отличается чуть ли не лучшей деталировкой среди аналогов. В прочем достигается это во многом за счет неоднозначного членения модели и большого выбора подвесного вооружения. Прочие модели из-за их упрощенности (Хоббибос) и старости/редкости рассматривать особого смысла на мой взгляд нет.
В прочем — это все была теория. Настало время перейти к практике и рассказать о сборке модели.
Стройка модели
В целом рассказ о стройке будет не долгим и не очень многословным. Как было сказано выше — модель довольно простая и собирается под покраску буквально за пару вечеров неспешной работы, если не заморачиваться с доработками.
Так я и поступил — быстро отделил детали от литников и за вечер собрал основные детали модели. Что не очень порадовало - стыковка. Вроде бы все ок, но в паре мест получаются неприятные стыки. Самое проблемное место - стык двигателей с крылом.
В нос модели нужно положить немало груза, что бы она не садилась на хвост. Лучше всего подойдет свинцовые грузила или дробь, вдавленные в блу-так/патафикс.
Для удобства дальнейшей работы модель была собрана насухо на подсборки - крыло с двигателями, фюзеляж, кабина и отдельно - шасси.
После сборки были зашпаклеваны швы и восстановлена расшивка.
Затем ниши шасси были покрашены в алюминий, а кабина - в черно-серый RLM-66, которым красились кабины немецких истребителей времен Второй Мировой.
На приборную доску была переведена декаль из набора, а на кресло пилота добавлены простенькие ремни из скотча.
После чего продолжилась подготовка модели к покраске. Модель была склеена в единое целое, установлен на место фонарь кабины.
На стойки шасси была добавлена тормозная гидравлика из медной проволочки. Настало время заняться изготовлением масок на остекление и ниши шасси.
Завершающие штрихи перед покраской - фонарь кабины и ниши шасси были закрыты масками, а на законцовку крыла была добавлена самодельная трубка пито.
Тут я пошел по более простому пути и нарезал маски прямо на фонаре кабины, приклеив скотч, продавив его по переплету, очертив карандашом и в конце - прорезав острым ножом. Не очень люблю такой метод, но в данном случае рельефный переплет позволяет с легкостью применить его.
Трубка пито сделана таким образом - в её основе лежит тонкая проволочка, вклеенная в крыло. А поверх она обернута одним слом фольги-самоклейки. Такой способ позволяет не заморачиваться с поиском подходящих друг к другу трубочек, что бы вставить одну в другую.
После этого начал красить модель. Сначала фонарь кабины был покрашен в темно-серый цвет интерьера, чтобы после покраски изнутри он был цвета интерьера, а не грунта или базового.
После чего модель была загрунтована грунтовкой MR.HOBBY. Грунт выявил пару проблемных мест, которые были повторно зашпаклеваны.
После устранения косячков модель была окрашена в базовые цвета. Низ задут RLM 76, а верх в RLM 83. Обечайки двигателей были покрашены алюминием от Мастер-Акрила . Мелкие пятна молтинга были нанесены аэрографом от руки. Я не стал сильно заморачиваться и не изобразил четкую границу пятен на хвосте, за что прошу простить)
Под декали и смывку модель была задута глянцевым лаком Футура.
Декали перевелись нормально, разве что с полосой на хвосте пришлось повозиться. Свастика на хвост - декали от Бегемота. После нанесения декалей я собрал модель в единое целое, поставив на место стойки и створки шасси.
Смывку сделал не контрастную, дабы не акцентирование внимание на глубокой и широкой фирменной фиксовской расшивке. Применял готовую смывку от АК. Финишный лак — матовый Мастер-Акрил. В самом конце работы я снял маски с остекления. Модель была готова.
Окраска под "желтую тройку" из 9/Kampfgeschwader J54, Нойбург-на-Дунае, Бавария, Германия, март-апрель 1945 года.
Подводя итог можно сказать что модель оказалась весьма приятной в работе. Как уже говорилось в обзоре — её можно рекомендовать как новичку, так и профессионалу. В итоге выбор Me-262 благодаря Airfix пополнился неплохой новой моделью.