Найти тему
Ramananda

Каким образом страсть и невежество убивают духовную практику?

Оглавление

материал из сайта anartha.ru

Гуна страсти. Покрытие через забвение того, как мы страдали в прошлом

В этом случае идет соединение времени(калы) и гуны страсти(раджаса), работающей на укрепление материального счастья в этом мире. Возникает ситуация, когда кала и раджас заставляют обусловленную душу забыть прошлые страдания. Это хорошо для того, кто не избрал духовный путь к Богу, и для кого пребывание в материальном мире является приоритетным и он хочет здесь закрепиться. Если бы не было этой милости, то обусловленная душа страдала бы намного больше, выбрав для себя целью материальное счастье.

Но для тех кто избрал вектор духовного развития благом будет как раз воспоминания о прошлых материальных страданиях. Как же майа деви работает против нас в этом случае?

Она заставляет через гуну страсти в период хорошей кармы забыть страдания, которые испытывала душа ранее.

Как майа деви может нас убедить в том,что мы находясь на этой полуадсткой планете на самом деле не страдаем?

Просто заставить нас забыть о страданиях, которые мы переживали ранее. И это максимально возможно в то время когда мы пользуемся плодами хорошей кармы.

Как же нам противостоять этому обману майи? Постоянно воскрешать в памяти страдания, которые были с нами в прошлом.

Покрытие через страдания, которые испытывают окружающие нас дживы

Материальная энергия также покрывает нас через страдания которые испытывают окружающие нас дживы. В этом случае, воздействую через наше качество эгоизма она заставляет нас быть не восприимчивыми к страданиям окружающих душ. Она заставляет наше сердце становиться твердым. Мягкое сердце -это сердце, открытое для духовных потоков, для общения с Господом. Твердое сердце открыто для общения с майа девой через предложенные ей же инструменты -гордость, забывчивость, невосприимчивость, твердость. Также через эгоизм майа заставляет нас думать, что наши страдания намного сильнее, чем страдания окружающих людей и как результат еще больше наше сердце твердеет.

Что же нам делать? Нужно стараться видеть страдания вокруг нас, но и не сильно погружаться в них. И при этом мы должны увеличивать свой духовный опыт, понимая в каком месте мы находимся. Результатом будет увеличение желания идти вверх в то место где нет страданий.

Покрытие через гуны

Раджа гуна

Раджа-гуна-аварана заставляет нас кидаться в бурный поток деятельности, направленная на получение разных материальных наслаждений.

Важно не сильно расширять круг этой деятельности. Если же мы будем постоянно расширять круг деятельности, тогда мы несомненно будем погружаться в суету на всех уровнях (тела, разума,, ума, души) и мы не сможем сосредоточиться на духовной практике. Тишина, спокойствие станут страшны для нас. Обусловленная джива, находящаяся под влиянием раджа гуны, постоянно находится в какой либо деятельности. Раджа гуна в этом случае говорит, что лучше ты находить в постоянной деятельности, иначе ты упадешь в тама гуну (гуну невежества) и будешь культивировать лень, апатию и другие качества этой низшей гуны. Также раджа гуна заставляет дживу чувствовать счастье от того, что она постоянно вовлечена в материальную деятельность и душа, уже сама хочет все больше и больше включаться в материальную деятельность, чтобы получать это эрзац счастье.

Кроме того, через раджу гуну майа деви забирает у нас ясность, концентрацию, сосредоточенность И как она это делает? Просто подкидывает нам постоянно задачи, которые мы должны постоянно решать.

Каковы же причины расширения деятельности?

· большие амбиции

· большие планы касательно чувственных наслаждений

· несогласие с кармой

· желание быть контролирующим

Итак главным минусом расширения материальной деятельности является уменьшение концентрации на духовной практике.

Тама гуна -аварана

· относимся поверхностно, механически, лего к духовной практики да и вообще ко всей жизни

· закрывается способность проникать вглубь. Пример: у нас время есть, но мы не делаем что то в духовной практике, даже если читаем ШБ, мы делаем это поверхностно. Если нам нужно что то обдумать -мы откладываем это на потом Мы не хотим размышлять. Также ритуально мы служим божествам и читаем джапу

· майа говорит: «ну занимаешься ты духовной практикой, но не углубляйся и будь доволен тем что ты занимаешься духовной практикой каждый день». Она заставляет нас сосредоточиться на факте занятия духовной практикой и убрать в тень качество этой духовной практики. Через апатию, самодовольство она закрывает размышления, эмоциональное вовлечение в духовную практику

И получается так, что много людей на этом уровне занимаются духовной практикой и довольны, что они великие слуги Бога.

Раджа гуна не дает возможности вообще сосредоточиться на бхаджане, тогда как тама гуна дает возможность остановиться, но не дает возможности углубиться в бхаджан. В этом различие воздействия этих гун на наш бхаджан.

Пример проявления этих гун при изучении ШБ: Мы получили задание изучить определённую главу ШБ. Раджа гуна вообще не дает возможности даже приступить к изучению, а тама гуна не дает возможность вникнуть в суть главы ШБ.

Гуны. Противодействие

раджа гуна

· решение -выделить день для сосредоточенного бхаджана:

o концентрация ума -это главное в этот день. Необходимо уединение и полная концентрация на бхаджане. Необхоимо, чтобы в этот день близкие не тревожили вас. Тогда будет результат

o уйти от формализма

o Вырабатывать вкус к покою, концентрацию ума, ясности разума, уединению

o не нужно сильно расширять круг деятельности

· нужно развивать мудрость, соприкасаясь с духовными знаниями и в какой-то момент духовная мудрость станет сильной настолько, что сможет контролировать материальный ум и желание расширять поле деятельности в этом материальном мире

· нужно быть сосредоточенным и концентрированным в ежедневном бхаджане

· культивировать сатва гуну

· контролировать ум

o работа с неблагоприятными факторами

o каждодневная духовная практика

o Например, чтобы подняться с раджо-гуны (качества страсти) до саттва-гуны (качества благости), сначала необходимо, находясь на уровне качества страсти, поместить мотив на уровень благости. Именно это и создает возможность прогрессировать до саттва-гуны.

· Постоянное прилагание усилий для борьбы с раджасом. Индивидуальная душа обладает теми же качествами, что и Бог, но в неимоверно малых количествах, так как сама является крошечной по размерам. Поэтому для проявления тех или иных качеств нам необходимо прилагать усилия, если мы хотим развить какие либо духовные качества, находясь в материальном мире. Но даже начав прилагать усилие джива бросает их. Почему? Потому что начинает ощущать боль, страдания от того, что нужно меняться. Но душа не понимает, что эта боль является предвестником вечного духовного счастья. На даже эта истина не убеждает душу прилагать усилия. Она хочет чтобы все произошло спонтанно и без боли и сразу.

тама гуна :

o необходимо уйти от механичности, постоянно вникать в процесс шравана, киртана и т.д.