Найти тему
InfoCar.ua

Тонировка автомобиля. За и против

Оглавление

Затонировать только что купленный автомобиль – практически святой ритуал для большинства автолюбителей. В этом, безусловно, есть определенная логика и здравый смысл, но есть и «другая сторона медали», о которой водители, порой, не задумываются или просто игнорируют возможные последствия. Давайте разберемся, что же в тонировке хорошо, что плохо, и какой она должна быть с точки зрения буквы закона?

Преимущества тонировки

Тут, наверное, все очевидно. Во-первых, тонировка снижает пропускание через стекла ультрафиолетового и инфракрасного излучения, что делает поездку в жаркий солнечный день более комфортной. Во-вторых, исходя из первого пункта, тонировка защищает обивку салона от выгорания и незначительно, но замедляет процессы старения пластмассовых деталей. В третьих, тонированные стекла защищают салон автомобиля от посторонних взглядов, создавая своеобразное личное пространство (не тонированные автомобили иногда называют «аквариумом»). И, наконец, в четвертых, тонированный автомобиль выглядит более солидно, что субъективно, конечно, но имеет место быть.

Тонированные автомобили
Тонированные автомобили

Виды тонировки

Их несколько, и у каждого есть свои особенности. Самым распространенным, вне всякого сомнения, является тонировка пленкой. Большой выбор пленок разных цветов, оттенков и плотности, умеренная цена и даже возможность сделать все своими руками – вот главные составляющие популярности тонировочной пленки. Ее достаточно просто наклеить, но не так просто потом снять, если возникнет такая необходимость. Хотя, светлые головы нашли решение и этой проблемы – сначала по форме стекла вырезается прозрачная пластиковая основа толщиной 0,5-1 мм, затем на нее клеится тонировочная пленка и вся эта конструкция крепится к стеклу с помощью двустороннего скотча. Нужно быстро избавиться от тонировки? Не проблема!

Тонировка пленкой
Тонировка пленкой

Кстати, существует миф, что зимой тонировать стекла пленкой нельзя. Это неправда. Правда лишь то, что процесс усложняется и растягивается по времени, поскольку для поклейки пленки в холодное время года нужны определенные условия и опытные мастера. Очень важно, чтобы после поклейки пленка полностью высохла в теплом посещении. К тому же пару дней не стоит опускать стекла.

Следующий способ – тонировка напылением (магнетронное или плазменное напыление). Это исключительно заводская тонировка, которая должна производиться промышленными средствами, с соблюдением всех норм и стандартов. Частные мастерские не в состоянии качественно справиться с такой работой, поэтому рассматривать всерьез «кустарную» тонировку напылением не имеет смысла.

Обратите внимание!
Фирмы, делающие тонировку тем или иным способом (полная замена стекол, напыление, наклейка пленок), должны иметь лицензию на выполнение таких работ и после их завершения выдать сертификат, подтверждающий, что тонировка соответствует требованиям ГОСТа.

Ну, и самый экзотический на сегодняшний день способ – электронная тонировка, она же регулируемая тонировка, она же смарт-стекло. Это композит из слоев стекла и различных химических материалов, изменяющий свои оптические свойства (коэффициент светопропускания, коэффициент поглощения тепла и т. д.) при изменении внешних условий. Например, освещенности, температуры или при подаче электрического напряжения. Словом, это сложная и весьма дорогостоящая система, применение которой имеет смысл только на автомобилях премиум-сегмента.

Электронная тонировка
Электронная тонировка

Опасности тонировки

При всех очевидных достоинствах тонировки, затемненные стекла имеют и не менее очевидные недостатки. Главный из них – ухудшение видимости, и чем сильнее затонировано стекло, тем меньше через него видно, особенно в сумерки и темное время суток. К чему это может привести, объяснять, наверное, не нужно.

Обратите внимание!
Нкогда не стоит наклеивать тонировочную пленку в несколько слоев. Такая самодеятельность может привести к выходу из строя стеклоподъемников. Также при “двойной” тонировке не исключены внутренние отражения, когда, например, в левом боковом стекле Вы можете увидеть отражение автомобиля, опережающего вас справа.

Доставить неудобства тонированные стекла могут и соседям по потоку. Они затрудняют обзор сквозь Ваш автомобиль в поворотах и на пешеходных переходах, а покрытия с зеркальным эффектом, особенно ночью, могут слепить водителя.

Тонировка ухудшает видимость
Тонировка ухудшает видимость

Есть и чисто технические проблемы, связанные с тонировкой. Металлизированная пленка ухудшает сигнал мобильной связи и GPS. Отдельное внимание нужно обратить также на датчики света и дождя, которые устанавливаются в верхней части лобового стекла. Чтобы они работали корректно, тонировать их нельзя (в пленке под них вырезается отверстие). Кстати, не всякое лобовое стекло можно затонировать. В процессе эксплуатации автомобиля на лобовом стекле появляются небольшие царапины и микротрещины от летящих с дороги камней и гравия. Поскольку в процессе тонирования стекло сильно нагревается промышленным феном, высока вероятность того, что из-за локального перегрева стекло лопнет. Безопасное тонирование лобового стекла возможно для новых машин с небольшим пробегом.

Любителям автопутешествий следует знать, что во многих странах тонировка лобового и передних боковых стекол запрещена вовсе. Особенно жестко в этом отношении ведет себя Евросоюз, а с недавних пор к Старому свету присоединились Россия и Казахстан.

Тонировка по закону

Правилами дорожного движения, а именно п. 31.4.7. в) установлено, что запрещается эксплуатация транспортных средств в случае установления на стекло дополнительных предметов или нанесенного покрытия, которые ограничивают обзорность с места водителя и ухудшают его прозрачность. При этом, далее есть примечание, которое гласит, что разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТ 5727-88. Согласно п. 2.2.4. этого ГОСТа, светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее: 75% - для ветровых стекол; 70% - для передних боковых стекол. Светопропускание прочих стекол не нормируется.

Проверка степени светопропускания
Проверка степени светопропускания

Степень светопропускания определяют по ГОСТ 27902. Испытания проводят на трех образцах. Светопропускание плоских многослойных стекол проверяют на изделиях или образцах, гнутых многослойных стекол — на образцах, вырезанных из плоской части изделий. Светопропускание гнутых закаленных стекол проверяют на образцах из исходного стекла, плоских — на образцах исходного стекла, имеющих ту же толщину, что и закаленные стекла, или изделиях. Размеры испытуемых образцов могут быть любыми. Измерение проводят в трех точках каждого образца. За величину светопропускания принимают среднее арифметическое результатов измерений трех образцов.

При отсутствии специальных указаний испытания должны проводиться при следующих условиях: температура — 15-25 С; атмосферное давление — от 80 до 106 кПа; относительная влажность воздуха — 40-80%.

Проверка светопропускной способности стекла может проводиться только на стационарных постах и с участием инспекторов Гостехнадзора. Для этого используется специальный прибор – тауметр «Блик», который в обязательном порядке должен быть опломбирован. Важно также знать, что «Блик» отображает на дисплее не процент тонировки, а количество прошедшего через стекло светового потока. Время суток на работу прибора никак не влияет, а вот в дождь и при температуре воздуха ниже -10 градусов измерения недопустимы, поскольку в показаниях «Блика» могут быть большие погрешности.

Как видим, процедура проверки достаточно сложная и легко опротестовываемая, в силу того, что соблюсти все условия, особенно метеорологические, сотрудники полиции могут далеко не всегда. И уж тем более они не могут предъявлять водителю претензии, попытавшись определить степень тонировки стекол «на глаз». Следовательно, де-факто тонировать автомобиль на сегодняшний день можно как угодно.