Корреспондент «Сапсан.Центра» побывал на старейшем из джазовых фестивалей России.
Текст: Яна Янковская, Фотографии: Дмитрий Семенушкин
Довольно долго в России джаз воспринимался как почти что маргинальный музыкальный жанр. Безусловно, существовал крепкий костяк поклонников джаза, однако, с точки зрения внимания медиа ситуация была,прямо скажем, невеселая. Джазовые клубы воспринимались либо как сектантские, либо как прибежище странных интеллектуалов, которые в равной степени были и меломанами, и снобами.
Сегодня картина с восприятием джаза иная — это музыкальное направление захватывает новые территории, а у начинающих музыкантов появляется стимул экспериментировать в этом направлении. Во многом популяризации джаза помог хип-хоп — постоянные коллаборации американских рэперов с джазовыми музыкантами переформатировали сознание молодых людей, которые увидели перед собой новые горизонты и, вполне вероятно, открыли для себя великие музыкальные традиции, заложенные Джоном Колтрейном и Майлзом Дэвисом.
Желание узнать джаз глубже во многом подкреплено тем, что представители направления являются настоящими виртуозами как исполнители. Например, одни из участников фестиваля «Триумф джаза» этого года Robert Glasper Trio делают ставку на микс из джаза, хип-хопа и r’n’b, погружая слушателя в транс. Они дарят посетителям концертов не просто треки, а настоящие звуковые импульсы. Давайте вспомним, как это было. Нам удалось посетить «Триумф джаза» и сделать определенные выводы, знакомство с которыми будет очень полезным.
День первый. Robert Glasper Trio
Музыканты Роберта Гласпера под определение виртуозов подходят идеально точно. Мало того, в интермедиях выступления каждый из участников трио подарил слушателям собственное соло. Висенте Арчер — мягкий грув, который рождает его контрабас. Дэмиан Рид — почти математически точное сочетание битов. Сам Гласпер солировал на рояле, которому он в последнее время отдает предпочтение перед некогда горячо любимым синтезатором.
Соавтор Эрики Баду, Мос Дефа, Снупа Догга и Кендрика Ламара в интро концерта в буквальном смысле играл со звуком. Роберт довольно нарочито действовал то в мажорной, то в минорной тональности, лишая выступление всяких элементов предсказуемости. Его лучшим помощником в создании атмосферы музыкального флирта со зрителем выступил диджей Джаи Санденс, который подмешивал в музыкальное полотно сэмплы. Обрывки речи, шипение и треск иногда резко контрастировали с основной музыкальной линией, иногда идеально ее дополняли. Остается только позавидовать посетителям резиденции Гласпера в Вест-Вилладж, которые могли целый месяц наблюдать за потоком экспериментов постоянного резидента авторитетного лейбла Blue Note.
Среди зрителей были русские специалисты в области коллабораций и путешествий между разными жанрами — музыканты коллективов Елка, L’One, «Фрукты» и других.
Музыкальная схема Гласпера подходит к любому помещению и пространству — артист обеспечивает интерьеру почти что электрический заряд, совсем непохожий на привычный расслабляющий эффект от джаза. Безукоризненный зал Дома Музыки для подобного рода взаимодействия с залом подходил идеально — материал пластинок Black Radio, принесших Роберту «Грэмми», довел публику до экстаза. Важно было и то, что на встречу с этой утонченной музыкой, напоминающей саундтрек ночного слалома по ночному американскому мегаполису.
Отдельного внимания заслуживал и вокальный выход Гласпера, который зачитал басовитый речитатив в одном из треков. Подобное решение вызвало в зале экстаз, но атмосфера и без того была максимально благожелательная: появление музыкантов встретили дружным ревом.
День третий. Richard Bona
Харизма и нереальное позитивное обаяние Ришара Боны, его эрудиция и уникальный опыт — это то, что лучше всего характеризует джазового сказочника, который делает ставку на утонченную музыку. Общий вектор мышления Боны как творческой личности — возвращение к нашим общим музыкальным истокам, к этносу и первородной простоте и чистоте. Каждая его композиция — это маленькое путешествие, преисполненное гармонии. И при этом Ришар остается безукоризненным бас-гитаристом, впитавшим лучшие традиции виртуозов прошлых поколений.
Мягкий текучий голос Ришара и завораживающие ритмы его группы обычно оставляют в памяти очень приятное послевкусие и никогда не надоедают. Уникальный микс африканской музыки, поп-мелодий и джаза, карибского и кубинского грува, вокальные партии на камерунском диалекте дуала — в нем Бона постоянно выходит на диалог этнической музыки и той, к которой мы привыкли в поп-чартах.
В этом отношении очередной русский концерт Ришара стал потрясающей иллюстрацией единения музыки и музыкантов перед лицом цифрового века. Не случайно «Триумф джаза» собрал такое количество знаменитых русских музыкантов, которые очень точно почувствовали место, где откроется портал вдохновения. В случае с музыкой Боны объединяющим фактором для разных направлений, укорененных в его треках, является его большое сердце и широкая артистическая натура, которая позволяет открывать сложно устроенный фьюжн для людей, лишь шапочно знакомых с теми идеями, которые транслирует Ришар.
Очень точной метафорой творчества является один из его треков, исполненных в Москве, — Welcome To Wonderland. Сказка Ришара, этого человека-оркестра, способного в одиночку держать зал при помощи лупов, голоса и баса, действительно напоминает описание волшебного путешествия в некую несуществующую страну идеальных гармоний. Туда, где рас и национальностей нет, а есть общая гармония, которая способна показать слушателю новый спиритуальный путь.