Чтобы познакомиться с лучшими образцами русского искусства, нужно ехать в Россию. Чтобы познакомиться с лучшими образцами французского искусства... нужно тоже ехать в Россию. Удивительно, но факт: русским меценатам Сергею Щукину и Ивану Морозову накануне Октябрьской революции удалось собрать такие коллекции, какие и не снились музеям Франции. Сегодня эти коллекции украшают Эрмитаж в Петербурге и Пушкинский музей в Москве. А именно его Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
Картины Клода Моне (1840-1926) обитают в зале №14 и составляют львиную долю славы собрания Пушкинского музея. Именно Моне импрессионисты обязаны своим обидным прозвищем, а точнее его картине "Восход солнца. Впечатление" . Возмущённый первой выставкой анонимного общества художников журналист написал в заметке, что выставку организовали "впечатленцы" — по-французски, импрессионисты.
Из шести полотен Моне в коллекции мецената Ивана Морозова два живут в Пушкинском музее. Это "Бульвар Капуцинок" и "Стог сена" . Обе картины Морозов купил у Поля Дюран-Рюэля, известнейшего торговца картинами, которому вера в импрессионизм едва ли не стоила карьеры. Тогда, во второй половине XIX века, импрессионизм казался вырождением искусства, а то, что Дюран-Рюэль пытался продавать картины Моне наравне с Делакруа, Милле, Гойей и Курбе, казалось издевательством над клиентом.
Но Иван Абрамович купил эти картины в 1907 году, когда импрессионизм стал признанной классикой, так что один только "Бульвар Капуцинок" обошёлся ему в 40 000 франков. Вы поймёте, как это много, когда я скажу вам, что в 1875 году Моне выставил 20 своих картин на аукцион, в котором вместе с ним участвовали Огюст Ренуар, Берта Моризо и Альфред Сислей. 73 картины на четверых принесли... 11 496 франков.
Иван Морозов заботливо отбирал в свою коллекцию картины с историей, и "Бульвар Капуцинок" — яркий тому пример. Эту картину Моне представил на первой выставке импрессионистов в 1874 году, которая проходила в галерее Надара. Картина была написана в той же галерее Надара, и казалось, что это не рама, а ещё одно окно, в котором открывается вид на бульвар глазами Клода Моне. Разумеется, эта работа, как и вся выставка, возмущала: вот же окна с нормальным видом, а художник выдаёт свою мазню за реализм!
Ещё девять картин Моне в коллекции ГМИИ происходят из собрания другого мецената Сергея Ивановича Щукина. Он собирал преимущественно серийные работы, в которых Моне ставил перед собой задачу передать все нюансы изменений света и цвета в разное время. "Я хочу уловить мгновенность: атмосферу и свет, разлитый в ней", — говорил Моне, первый художник, для которого выход из мастерской на пленэр, то есть на открытый воздух, стал основой художественной программы.
Моне стремился поймать то, что поймать невозможно, — мгновение. Он ловил его в Париже (в клубах пара на вокзале Сен-Лазар), в Руане (в кружевной архитектуре Руанского собора), в Лондоне (в поглощающих мост Ватерлоо и здание Парламента туманах), на острове Бель-Иль (в океанической пене и прибрежных скалах) и в собственном имении в Живерни под Парижем (в стогах сена и в любимом пруду с кувшинками).
Когда Моне снимал комнату на главной улице Руана с видом на готический собор, он жаловался: "Я сломлен, я не могу больше. У меня была ночь полная кошмаров: собор сваливал меня вниз, он казался то синим, то розовым, то жёлтым" . Эту переменчивость света, соединённую с постоянством архитектурных форм, и передаёт серия из 20 с лишним работ, раскиданных по музеям мира. Нам повезло: в ГМИИ живёт сразу две картины из этой серии.
"Белые кувшинки" — одна из 12 картин цикла, посвящённого уголку Живерни (это имение он купил в 1883 году), обустроенному самим художником. Это — дань Японии, страсти каждого импрессиониста, и особенно Моне. Так что этот пруд, кроме кувшинок, украшает изящный японский мостик. "Белые кувшинки" — картина, которая стремится стать панно. И станет: в последние годы Моне посвятит своему любимому пруду не одно панно.
Лондон, наверное, отчасти обязан Моне тем, что во всём мире он известен как туманный Альбион: художник специально выбирал время для поездок так, чтобы попасть на самую туманную пору. Здания на картинах лондонской серии теряют архитектурную укоренённость и становятся скорее миражами, привидевшимися в бескрайнем молоке тумана... Эти картины похожи на беспредметную живопись, которая отчаянно, волевым усилием стремится к предметности и поэтому притворяется зданием парламента или Тауэрским мостом.
Эту картину Сергей Иванович Щукин купил у того же Дюран-Рюэля 26 ноября 1904 года за скромные 18 000 франков. Картина примечательна ещё и тем, что это последний Моне, купленный Щукиным. Скоро начнётся период его всепоглощающей страсти к Матиссу, о котором я писала ранее.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь!