Найти тему
АКСОН научком

Море возможностей: подборка конкурсов, стипендий и грантов для специалистов в области научных коммуникаций

Золотое правило любого венчурного инвестора — правило 3-3-3-1, согласно которому лишь один из 10 стартапов по-настоящему выстрелит — актуально и для научного журналиста: скорее всего, лишь одна из 10 заявок на конкурсы, которые вы подадите, окажется выигрышной. И чтобы увеличить свои шансы, стоит подать эти 10 заявок, благо грантовый и конкурсный сезон в международной научной журналистике не закрывается никогда.

АКСОН попросил вице-президента ассоциации по научной журналистике, редактора N+1 и доцента ИТМО Ольгу Добровидову поделиться крайне ценной информацией и рассказать об известных ей специализированных грантовых, стипендиальных и других программах, доступных научным журналистам и коммуникаторам.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

— Прежде всего я хочу подчеркнуть, что ориентируюсь на собственный опыт: поэтому, скажем, в тексте будет довольно мало конкурсов и программ медицинского профиля. Но плюс такого подхода в том, что я подавалась почти на все эти конкурсы и программы и могу заверить вас, что это имеет смысл, никаких специфических барьеров для российских журналистов там нет, единственный барьер — по-настоящему сильная заявка, так что дерзайте.

И ещё один тонкий вопрос. Если я так активно пользуюсь всеми этими возможностями, зачем мне, по сути, плодить себе конкурентов? У меня на этот вопрос есть два ответа. Во-первых, я именно что пложу конкурентов в надежде, что чем больше у этих конкурсов блестящих участников, тем тяжелее отбор и тем лучше в результате победившие заявки, даже если они не мои. Во-вторых, я не скрываю, что одна из моих задач на посту вице-президента АКСОН и как научного журналиста в принципе — найти второго российского стипендиата программы Knight Science Journalism Fellowship. Чтобы этот автор нашёлся или нашлась, полезно обеспечить ему или ей определенный уровень международного признания, что делается как раз через участие в глобальных конкурсах «помладше».

Честно признаюсь, меня очень раздражает, что я часто вижу в списках победителей из конкурса в конкурс одни и те же имена и фамилии, и они не российские. Давайте вместе менять эту ситуацию — вперёд, заполняем свой календарь.

Гранты

Пожалуй, одна из наиболее престижных грантовых программ достаточно широкого профиля в научной журналистике — это программа EGU Science Journalism Fellowships Европейского союза наук о Земле. Каждый год EGU выбирает двух научных журналистов, которые предложат самые интересные идеи историй в области наук о Земле (в достаточно широком смысле — можно заявляться с идеями, соответствующими тематическим направлениям работы союза). В 2017 году я вплотную (с третьим местом) подобралась к этому гранту и заодно выяснила, что один из важных факторов, которые учитывает союз при присуждении грантов — интернациональный потенциал истории, которая, по замыслу EGU, должна выйти далеко за пределы страны, в которой она написана.

Источник: EGU
Источник: EGU

Очень много грантов «заточено» под экологических журналистов: это и гранты американского Общества экологических журналистов (SEJ), у которого попадаются не строго американские темы, гранты для кросс-бордерных проектов на тему энергетического перехода Clean Energy Wire (CLEW) и программы проекта Earth Journalism Network (EJN) от Internews. С прошлого года запустился новый грантовый конкурс на тему изменения климата от французской ассоциации научных журналистов AJSPI и банка BNP Paribas. Три последних конкурса я имела честь выиграть (а первый — проиграть) и готова проконсультировать желающих поучаствовать в них в частном порядке — ищите меня в соцсетях.

Источник: DFID
Источник: DFID

Для научных, экологических и медицинских журналисток есть одна дополнительная возможность: гранты Fund for Women Journalists от IWMF. Это не специализированный конкурс, и там очень высокая конкуренция (моя объективно очень сильная история отбор не прошла), но пытаться стоит каждой из нас.

Источник: International Women's Media Foundation
Источник: International Women's Media Foundation

С 2019 года возможность получить грант для научного журналиста появилась и в России: АКСОН совместно с научно-исследовательскими институтами Росстандарта провел первый в стране специализированный грантовый конкурс по теме метрологии. Пока победители конкурса работают над своими материалами, мы в АКСОН трудимся над новыми конкурсами по ещё более интересным темам. Следите за нашими новостями!

Источник: АКСОН
Источник: АКСОН

Стажировки и стипендии

Программа Knight Science Journalism (KSJ) Fellowship в MIT заслуженно считается венцом инфраструктуры поддержки научных журналистов во всем мире. Это годовая программа для так называемых mid-career journalists, то есть людей, уже более-менее состоявшихся в профессии (что, к слову, не помешало мне в 26 лет стать самым молодым на тот момент стипендиатом программы — так что дело не в возрасте). Я могу написать о её преимуществах и возможностях, которые она даёт, отдельный многостраничный текст, но вместо этого я лучше отправлю вас прямо сейчас думать над своей заявкой 2020 года — учитывая, что сейчас центральным её элементом стал творческий проект, уверяю вас, стоит хорошо над ним подумать.

Источник: Knight Science Journalism
Источник: Knight Science Journalism

Практически через дорогу от MIT, в Гарварде, есть своя стипендиальная программа для журналистов, Nieman Fellowship, которая когда-то и породила программу фонда Найтов. С этого года одно место в каждом наборе выделяется для научного журналиста, и, судя по отзывам коллег, это тоже возможность, которой стоит уделить пристальное внимание (тем более что российские журналисты успешно выигрывали Nieman Fellowship и раньше).

Хороший старт в карьере молодого научного журналиста или коммуникатора — это школа в Эриче, Erice International School of Science Journalism. За 10 лет там побывало множество российских журналистов и пиарщиков, в том числе и из руководства АКСОН. Каждый год у школы новая тема, а люди, побывавшие на ней, говорят прежде всего о колоссальных возможностях нетворкинга, которые она открывает.

Источник: Erice International School of Science Journalism
Источник: Erice International School of Science Journalism

Помимо стипендиальных программ, можно искать позиции так называемых Journalist или Science Communicator in Residence: это более ориентированные на работу по профессии и, как правило, краткосрочные программы, которые, тем не менее, дают прекрасную возможность погрузиться в мир иностранной журналистики или коммуникаций. Такие программы есть, например, в Австралии в университете Нового Южного Уэльса, в Канаде в Йоркском университете и в Германии (в Гейдельбергском институте теоретической физики и Институте истории науки общества Макса Планка). Ищите постоянно появляющиеся новые программы такого профиля по ключевым словам.

Кроме того, можно съездить на международную конференцию по своему профилю: такие программы есть, например, для переговоров ООН по проблеме изменения климата (CCMP), научно-исследовательских конференций по ВИЧ/СПИД (IAS и HIVR4P), для конференции Falling Walls в Берлине и встречи нобелевских лауреатов в Линдау. Вполне возможно, что у конференции, которая вас интересует, есть программа поддержки журналистов: ищите bursaries, travel grants, fellowships и так далее.

Источник: Kay Herschelmann, Falling Walls Foundation
Источник: Kay Herschelmann, Falling Walls Foundation

Наконец, есть множество так называемых boot camps — краткосрочных образовательных программ по темам, интересным научным журналистам. Здесь я знаю прежде всего о программах экологического профиля: в NYU есть Resilience Fellowship, в Массачусетсе — прекрасная программа для научных и экологических журналистов в MBL, в Род-Айленде — программа Metcalf Institute, а в Океанографическом институте Вудс-Хол — WHOI Ocean Science Fellowship. Участие в таких краткосрочных программах сильно повышает ваши шансы попасть на долгосрочную (но если вам с ними не везёт, не отчаивайтесь: сначала меня не взяли на короткий boot camp программы KSJ).

Профессиональные конкурсы

Самая престижная профессиональная награда для научных журналистов в мире — это AAAS Kavli Science Journalism Awards. Я постоянно использую лауреатов этого приза в различных номинациях как примеры того, какой сегодня выглядит передовая научная журналистика во всем мире. Несмотря на американское происхождение, награда открыта для всех, и однажды, я уверена, её получит и российский текст.

Источник: AAAS
Источник: AAAS

В Европе есть собственная интернациональная премия для научных журналистов, European Science Journalist of the Year (ESJoY). Её администрирует Британская ассоциация научных авторов, и победитель, помимо денежного приза, получает титул лучшего научного журналиста континента.

Получить возможность официально (и бесплатно) номинироваться на европейский конкурс от России можно через конкурс Rusnano Russian Sci&Tech Writer of the Year, который АКСОН впервые провел в феврале нынешнего года. Победительница конкурса, Евгения Щербина из «Чердака», уже номинирована на премию, и мы с нетерпением ждем объявления шорт-листа и победителя.

Если вы узнали о какой-то программе или возможности из нашего блога и выиграли, обязательно сообщите об этом нам, и мы расскажем о вашем успехе всем остальным. Удачи!