Найти в Дзене
ActivityEdu

Как с помощью балансира рассказать детям 3-4 лет о временах года

Оглавление

Создание качественной образовательной среды для развития ребенка будет влиять на эффективность качества образовательного процесса. Хорошо и грамотно организованное игровое пространство выполняет ряд различных функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, коммуникативную, но самое главное, оно работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Из опыта работы воспитателей детского сада №2554 Костко О.В., Ребенок А.А.

Чтобы разнообразить предметно-развивающую среду в группе, мы разместили пособие – балансир. Это очень яркая мобильная игра, выполненная в духе народных традиций. В комплект игры входит методическое сопровождение, содержащие рекомендации по использованию и варианты игр. Изучив предлагаемый методический материал, мы пришли к выводу, что с балансиром очень легко, в доступной форме, дети смогут получить знания о временах года, а прилагаемые игрушки (деревья, домики, животные и куклы) возможно использовать в театрализованной деятельности, обыгрывании различных сюжетов.

Сам балансир - большой круг. Рисунок на круге изображает плавный переход от одного времени года к другому. В середине круга нарисовано солнце. В комплект входит подставка под круг с шаром для баланса, но для младшего дошкольного возраста мы использовали только сам круг, так как у малышей еще недостаточно развита моторика и чувство равновесия, глазомер. Фигурки балансира – это избушки, деревья, дети (мальчики и девочки), животные, а также Дед Мороз со Снегурочкой. Для каждого времени года свои фигурки, разного цвета, в разной одежде. Каждой фигурке – свое поле. 

Игра «Времена года»

Игру мы начали рассматривать в свободное время. Рассмотрели все, что нарисовано и обсудили, почему это нарисовано в определенных секторах. Например, почему на речке плавают желтые листья? А почему речка вся замерзла? А зачем здесь нарисовали грибы? Задавая эти вопросы и отвечая на них сами или с нашей помощью, дети делились мнением и запоминали признаки времен года. 

Постепенно мы начали вводить игрушки. Сначала мы разобрали текущее время года. Домик со снегом на крыше, зайку в белой шубке, мальчика в теплой одежде и т.д. мы поместили на белой части балансира, там, где изображена замерзшая речка, голые кусты, следы на снегу. Все признаки и приметы зимы совпали с выбранными игрушками. По аналогии были разобраны осень, весна, лето.
Постепенно мы начали вводить игрушки. Сначала мы разобрали текущее время года. Домик со снегом на крыше, зайку в белой шубке, мальчика в теплой одежде и т.д. мы поместили на белой части балансира, там, где изображена замерзшая речка, голые кусты, следы на снегу. Все признаки и приметы зимы совпали с выбранными игрушками. По аналогии были разобраны осень, весна, лето.

Таким образом, были закреплены не только признаки и приметы времен года, но и виды одежды в соответствии с каждым временем года.

При знакомстве с животными нашей полосы был тоже использован балансир. Потому что очень наглядно игрушки животных показывали те изменения, которые происходят с животными в разные периоды года. Заяц зимой – белый, а летом - серый. Медведь летом гуляет, а зимой засыпает и т.д. 

Чем больше мы играли, тем больше получалось придумывать различные игры. Например, «Кто заблудился?». Ребятам очень нравится искать какая игрушка оказалась не в своем секторе времени года. Дети возвращают на место игрушки и объясняют, почему игрушка должна быть именно в этом времени года.  Игра «Что изменилось?» развивает внимание, наблюдательность. 

В речевом развитии нам тоже помогает материал балансира. Можно составить рассказ по расставленным игрушкам, а можно придумать свою историю, отправить героев одного времени года в другое, добавить новых героев. Описание времен года с опорой на балансир, противопоставление времен года, зимой – все белое, а весной – все зеленое, осенью на дереве желтые листья, а летом - зеленые и т.д.

-3

Использование игры «Времена года» возможно и в художественно-эстетическом развитии детей. Когда мы рисовали природу зимой, то рассмотрели на балансире сектор «Зима». Обсудили с ребятами какие основные цвета будут присутствовать на наших рисунках, как выглядят природные объекты. Этот прием можно использовать при рисовании других сезонов. 

С помощью игры детей можно знакомить с фольклором. В рисунке самого круга заложены народные прозвища месяцев, например: март-протальник, апрель-водолей, май-травень, июнь-разноцвет, июль-сладкоежка и т.п. В младшей группе мы не знакомили детей с этими названиями, чтобы не запутать детей, которые только учат названия времен года и месяца. Но в дальнейшем, в старшем возрасте мы обязательно будем знакомить детей с народными названиями месяцев, которые отражают их характер.  С помощью «Времен года» можно знакомить детей с русскими народными пословицами и поговорками, приметами и закличками, песенками и потешками, что приобщает детей к родной культуре, традициям и обычаям своего народа.

Используя игры «Времена года» в свободной деятельности и на занятиях, у нас возникла идея включить балансир в одно из интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Рассказываем о Масленице

Приближался праздник «Масленица». Нам нужно было донести ребятам младшего дошкольного возраста его суть и значимость в нашей стране.

Конечно, это встреча весны и проводы зимы! Наш балансир превратился в «волшебную» полянку. А на эту полянку ребят отвел старый друг Лешик. В его сундучке перепуталось все. Ребятам нужно было расставить все игрушки в соответствии с определенными временами года - весна и зима. 

Тут и пригодились наши знания! 

-4

В конце Лешик достал из сундучка куклу Масленицы. Последовал рассказ воспитателя о традиции русского народа - праздновании Масленицы. Ребята разучили и пропели заклички, поиграли в игры и узнали почему на масленицу едят блины. Блин - символ солнца! 

Во второй части занятия ребята делали солнышко своими руками из полосок бумаги.

В заключении хочется отметить функциональность, разноплановость данной игры, насколько она незаменима в предметно - развивающей среде.

И для самих детей это отличная игра. Вместе, дружно, они постигают правила работы в коллективе, учатся общаться, слушать друг друга, видеть, чувствовать, понимать.  

Оригинал статьи размещен здесь.