Заместитель главы Нижнего Новгорода по информационным технологиям Алексей Карапузов в интервью NewsNN рассказал, сможет ли Нижний Новгород стать «умным», какие работы ведутся в этом направлении, и почему некоторые обещания до сих пор не реализованы.
- 25 мая 2018 года на Петербургском экономическом форуме ПАО «Ростелеком» и мэрия Нижнего Новгорода подписали соглашение о сотрудничестве. Тогда сообщалось, что первые 134 «умные» остановки появятся в городе уже к октябрю. До конца 2018 года планировалось установить еще 200. Время прошло, а в Нижнем появилась только одна «умная» остановка, которая к тому же заржавела. Почему так произошло?
- Соглашение о намерении – это когда два участника договорились вместе поработать. Для муниципалитета и внешних организаций – это обязательное условие, чтобы начать диалог. Возможно, та информация отражала видения сторон. Чтобы сформировать легитимную форму сотрудничества требуется время. Чаще всего от соглашения о намерении до подписания контракта по работе проходит достаточно много времени, в течение которого стороны занимаются согласованием юридической стороны.
Дальше мы переходим к реализации проекта. Здесь происходит диссонанс: 334 и одна остановка. В концессионном соглашении согласованы сроки. Всего предусмотрено 334 остановки в течение 2019 года. Это означает, что в июле появится 134 и еще 200 до конца года. Поэтому с юридической точки зрения стороны работают в рамках тех договоренностей, которые были достигнуты.
Все поиронизировали на тему налета на первой умной остановке. Мы со своей стороны учли ряд конструктивных особенностей. Материал остановки и лавочек, безусловно, должен быть изменен. Все замечания, которые мы собрали, отправлены в «Ростелеком». Там с ними согласились. Остановки сейчас находятся в производстве. Инвестор подписался поставить 134 остановки до июля. Поставит ли – мы не знаем.
- Какова вероятность, что в 2019 году все-таки появятся и другие «умные» остановки?
- Я не оцениваю это как вероятность. Я ожидаю, что инвестор выдержит сроки указанных соглашений. Настрой оптимистичный.
Напомним!Видео новость была снята 1 июля 2018 г.
- Какие сроки реализации «Умного города»? И на какой стадии находится работа по проекту?
- «Умный город» – это понятие собирательное, это большая программа, по которой мы движемся. Объективно, работа по «Умному городу» находится на стадии комплексной проработки. Это целый комплекс сложных проектов по различным направлениям: жилищно-коммунальная сфера, городской транспорт, сервис и туризм, городская инфраструктура, безопасность, городское управление и т.д. Внутри каждого направления есть большое количество проектов. В базовом виде эта программа расписана на пять лет.
Соглашение с минстроем о вхождении Нижнего Новгорода в состав пилотных городов было подписано 14 марта в Калуге. Дальше в течение 30 дней мы должны утвердить паспорт проекта со всеми ответственными лицами и ключевыми направлениями, которые туда входят. Сейчас они в базовом виде уже сформированы. По итогам согласования паспорта минстроем, мы переходим к детальному планированию мероприятий, исходя из реальных возможностей финансирования. После согласования проекта мы в течение 45 дней утверждаем детально дорожную карту на 2019 и 2020 годы.
Фактически 2019 год для нас является скорее подготовительным, а не реализационным. Потому что сама программа предполагает источники финансирования. Сейчас мы ориентируемся только на бюджет города и софинансирование от региона. Также мы рассматриваем возможности федерального финансирования и государственно-частного партнерства. Большая часть средств по госпрограммам и нацпроектам уже запланирована на 2019 год. Поэтому возможности по привлечению федеральных средств реально у нас есть уже только с 2020 года.
- Помимо остановок было заявлено и создание «умных» светофоров, перекрестков и т.д. Какая работа ведется в этом направлении?
- Часть мероприятий по городской среде мы уже начали делать. В частности, автоматизированную систему дорожного движения. Подход реализации проекта в Нижнем Новгороде уже был к проведению ЧМ. Но установки системы так и не пришли. Сейчас мы рассматриваем этот проект совместно с региональным минтрансом. Возможно привлечение частных инвестиций.
Проектирование мест установки – уже пройденный процесс. Сколько светофоров и комплексов фото-, видеофиксации будет использоваться – тоже. Весь этот пул вопросов уже проработали и сейчас самая сложная часть – юридическая. Мы никак не можем сойтись во мнениях, что входит в объект концессии.
По части транспорта запланировано много направлений. Сейчас на выходе учет пассажиропотока. Мы откатали три маршрута для того, чтобы его подсчитать. Цель – повысить собираемость денег. С учетом общего пассажиропотока мы знаем, где линия перегружена, а где недобор. Дальше проводится мера по дисциплинированию пассажиров для того, чтобы они более охотно вносили плату за проезд. Важное направление – установка валидаторов на каждую входную дверь автобуса.
Помимо этого, мы сейчас идем к форматированию транспортной карты в социальную карту нижегородца. А также к созданию объединенного транспортного портала, на котором будет возможность голосовать об отмене, введении маршрутов, расписании автобусов. Но эта перспектива будет реализована не ранее, чем через полгода. Мы сначала выстраиваем процессы, чтобы мы были готовы принимать эти заявки.
На верхнем уровне должен быть один портал, который принимает все заявки и специализирует их. Мне, как жителю города, совершенно неудобно ходить на разные ресурсы.
- А какие проекты реализуются в сфере ЖКХ?
- Один из первоочередных проектов – «умный» свет. Мы планируем заменить 68 светоточек по городу на энергоэффективные, а также часть устаревших опор. Иметь возможность с помощью новых технологий понимать, где именно перегорел светильник, и понимать, где есть незаконные врезки, - это очевидные вещи, которые вкладываются в «умный» свет, дальше – наслаиваются опции.
Проект «Чистое небо» подразумевает, что все провода, развешенные на столбах, будут вкладываться в коммуникацию по землю. Хотя бы для исторического центра.
В «Умный город» вкладывается все, что связано с приборами учета и дистанционной передачей показаний. Это позволит учитывать фактический объем потреблений, станет удобнее платить и управлять этой инфраструктурой.
- Когда же нам ждать, что Нижний станет «умным»?
- Он глупый сейчас что ли? Я поясню. Название проекта – как недостижимая цель. «Умный город» – это что вообще? Я бы назвал программу «Удобный город», где мы применяем цифровые, инженерные решения для того, чтобы его сделать таким. Привязка «умный» больше маркетинговая.
Мы для себя делаем граничную точку – 2024 год, но она очень далекая с точки зрения получения конечного результата. На протяжении всего периода будут появляться сервисы.
Главная дата для нас – 2021 год. Своей основной задачей я вижу реализовать ключевые инфраструктурные проекты до 800-летия Нижнего Новгорода. Цель – не сделать Нижний самым «умным», а комфортным, экологичным и безопасным.